Главный герой лермонтовской поэмы «Мцыри» живет в абсолютно чуждом ему мире – мире монастырских молитв, смирения и послушания. Но не для того он был рожден, чтобы просить бога о милости, падая ниц перед алтарем. В Мцыри бушует кровь горцев, гордого, свободолюбивого и независимого народа. И герой, чувствуя это, начинает воплощать в реальность свою самую заветную мечту – найти путь на свою родину, на свою отчизну. Молодой послушник лелеет полузабытые воспоминания о седых вершинах Кавказа, об отце–воине с гордым взором, в звонкой кольчуге и с ружьем, о своих играх близ горной бурной речки, о песнях своих юных сестер и о рассказах стариков. Ночью в грозу юноша решается убежать из монастыря, чтобы прийти на родину и найти отчий дом.
Для Мцыри бушующая в ночной мгле буря ближе и понятнее, чем монастырские тишина и покой. Красота окружающего мира оставляет в душе Мцыри неизгладимое впечатление. Гармония природы восхищает его, дает почувствовать, что и он является частью этого удивительного мира. И усиленный грозой горный поток, стремящийся вырваться из тесного ущелья, тоже заводит «дружбу» с Мцыри, как и гроза. <span>Ничто не может убедить Мцыри прекратить поиски своей родины. Даже встреча с грузинкой, пришедшей к реке набрать воды, не заставила послушника отказаться от своей цели.</span>
Осип может критически взглянуть на привычки и образ жизни Хлестакова, и это показывает его довольно смекалистым и неглупым человеком. Он успел пожить со своим барином в Петербурге, вкусил городской жизни и “галантерейного обхождения”. Он такой же прохвост, как и его барин: “Наскучило идти — берешь извозчика и сидишь себе, как барин, а не хочешь заплатить ему — изволь: у каждого дома есть сквозные ворота... ”
<span>Но слуга не вызывает такого неприятия, как Хлестаков. </span>
<span>Попав в дом городничего, обласканный и превознесенный на необыкновенную высоту, Хлестаков никак не может понять, что его принимают за другого. Осип, его слуга, поясняет барину, что пора собираться, пока их не разоблачили и не отправили в тюрьму: “Уезжайте отсюда. Ей-богу, уже пора, — говорит Осип Хлестакову. — Лучше уехать скорее: ведь вас, право, за кого-то другого приняли... ” </span>
<span>Таким образом, слуга показан намного умнее барина, пустейшего и глупого человека, хотя и во многом схож с ним. </span>
<span>Осип смешон со своими примитивными запросами в жизни. Смешон и тогда, когда рассказывает о своей способности ловко обмануть доверчивого извозчика и «шмыгнуть» в «сквозные ворота» так, что «никакой дьявол не сыщет» . Смешон он и самой манерой говорить. Хотя, читая этот монолог, невольно и смеешься над Осипом, его повелением и речью, но в этом смехе есть некоторая доля сочувствия, объясняющаяся тем, что перед нами все же крепостной, жертва крепостного строя, всецело зависящий от воли своего хозяина. И потому главное в этом монологе - это резкое высмеивание самого барина, виновника теперешнего его бедственного положения. Осип унижает его, открывая читателям истинную правду о нем, и в этой остроте высмеивания и унижения Осипом Хлестакова заключается основной комизм этого монолога. </span>
<span>Желая воспользоваться последними минутами торжества своего барина, хозяйственный, практичный и смекалистый Осип не брезгает ничем: «зачем вы не берете? » (урезонивает он барина) . «Возьмите! в дороге все пригодится. Давай сюда головы и кулек! Подавай все, все пойдет впрок. Что там? Веревочка? Давай веревочку! и веревочка в дороге пригодится» . И уже в момент отъезда говорит: «А, это ковер? Давай его сюда»</span>
Энциклопедией любовных драм можно назвать “Темные аллеи” – книгу рассказов о любви, созданную в годы второй мировой войны (1937-1944).
<span> В годы тяжких испытаний, в годы жестокости и страданий, которые принес человечеству фашизм, Бунин напоминал людям о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, что есть в жизни. </span>
<span> Писатель показывает нам не только светлые, но и темные стороны любви, что символизирует и само название сборника. </span>
<span> Рассказ “Ворон”… Главные герои: отец, сын, восьмилетняя сестра Лиля и бедная девушка, дочь одного из мелких подчиненных отца… </span>
<span> Нет, совсем не бедная… Она столько богатства привнесла в казенную квартиру видного чиновника. “ Точно солнце засияло вдруг в нашей прежде столь мертвой квартире,- всю ее озаряло присутствие юной, легконогой девушки”, - отмечает молодой человек (сын), прибывший на каникулы. Да и отец за обедами неузнаваем стал, вместо тяжелого, угрюмого, молчаливого, холодно-жестокого, грубо-черноволосого, большеносого, совершенного ворона, стал шутить, усмехаться при виде за обедом любезной Елены Николаевны. </span>
<span> Молодая же девушка была бесконечно счастлива тем, что так хорошо устроилась тотчас после гимназии, появлением в доме сверстника. </span>
<span> Вскоре молодые люди полюбили, друг друга и не было, не единого дня без ежечасных встреч то в гостиной, то в зале, то в коридоре, даже в кабинете отца – этих коротких встреч и отчаянно-долгих, ненасытных и уже нестерпимых в своей неразрешимости поцелуев… </span>
<span> Отец, естественно, взаимное влечение сына и служанки почувствовал. Он тоже влюблен в это худенькое, белокурое сокровище. Он уже намекал за обедом, что Леночке весьма бы шло к лицу платье черного атласу с зубчатым, стоячим воротом, унизанным мелкими брильянтами… или шубка темно-синего бархату и венецианский берет. А сыну в то же время пророчил лишение наследства. </span>
<span> И впрямь “ворон”. Что тут скажешь? </span>
<span> Трагический намек… </span>
<span> Но в молодости любящим ничто не помеха. Об этом свидетельствует страстное признание Елены Николаевны: “Боже мой, когда ж это кончится! Скажи же, наконец, ему, что ты любишь меня, что все равно ничто в мире не разлучит нас”. </span>
<span> “Я прижал ее всю к себе, потянул к дивану,- мог ли я что-нибудь соображать, помнить в ту минуту?” </span>
<span> Но на пороге кабинета стоял отец и глядел на пылких влюбленных. </span>
<span> Радоваться бы надо счастью сына! </span>
<span> Да не тут-то было. </span>
<span> Срочный вызов в кабинет и высылка в деревню по этапу с предупреждением: “Видеть ее до отъезда никак не надейся. Все, любезный мой, иди”. </span>
<span> Пришлось подчиниться воле отца… </span>
<span> А любовь? </span>
<span> Всякая настоящая любовь – великое счастье, даже если она завершается разлукой. </span>
<span> Молодой человек не опустился, а осенью поступил в Петербург в министерство иностранных дел и написал отцу, что навсегда отказывается не только от его наследства, но и от всякой помощи. </span>
<span> Казалось бы, вот и счастью пора состояться. Наш герой умен, независим, любим – да вот отец родной помеха: во фраке, сутулясь, вороном с прелестной молоденькой женой, на шейке у нее огнем сверкал рубиновый крестик… и в платье из пунцового бархата… </span>
<span> Своровал, как черный ворон добычу, отец счастье у сына, да и у молоденькой Елены Николаевны. </span>
<span> Вот они “темные”, мрачные и жестокие бунинские аллеи. </span>
<span> Теперь так о любви не пишут. В современных книгах, по телевизору, в кино все примитивно, грубо. И никакой любви, никакого счастливого замирания сердец… </span>
<span> Читая Бунина, осознаешь, что даже несчастная любовь есть величайшее счастье. Ведь счастлив же наш герой, увидев ее, свою любовь, в партере Мариинского театра…</span>