Для начала обозначим <u>главных героев</u> оперы М.И. Глинки. Главным действующим лицом оперы безусловно является сам Иван Сусанин, а также его дети: дочь Антонида и сын Иван. Особое место отведено и Богдану Собинину, жениху Антониды, который принимал участие в защите русской земли от поляков, и польскому королю Сигизмунду III. Остальными действующими лицами являются воины, крестьяне, а также паны и пани.
<u>В первом действии</u> мы знакомимся с Иваном Сусаниным и Антонидой. Действия происходят в одном из сел близ Костромы. Сусанин говорит своей дочери о том, что поляки готовят новое наступление, что до тех пор, пока противники не отступят, свадьбы Антониды с ее возлюбленным не видать. На пороге появляется Собинин с вестью о том, что готовятся избрать нового царя, после которой Иван дает добро на свадьбу его дочери.
<u>Второе действие</u> проходит на балу в Польше. Поляки, ожидая победу над Москвой, танцуют и веселятся. Танцы резко прекращаются, так как приходит плохая для поляков весть об избрании царя. Несколько человек взбираются на сцену и говорят о своем намерении отправиться в Москву с целью захватить царя Михаила Федоровича. После этого веселье продолжается как ни в чем не бывало.
<u>Действие третье.</u> Сусанин сообщает своему сыну об избрании царя, а также благословляет Антониду и Собинина. Когда стемнело, приехали поляки с просьбой отвести их к царю. Иван Сусанин решил провести их по непроходимым дорогам, а своему сыну дал наставление, чтобы тот отправился к царю и уведомил его об опасности. Антониде же он сказал провести свадьбу без него, так как вернется он нескоро. После того, как Сусанин и поляки скрылись из вида, Антонида поведала Собинину о том, что ее отец попал в плен. Собинин и вооруженные односельчане намереваются спасти Сусанина и отправляются вслед за ним.
<u>Четвертое действие.</u> Ваня прибыл к Царскому двору, где поведал боярам обо всем, что произошло, и так как царя во дворе не было, Ваня вынужден был отправиться к нему. Тем временем Сусанин завел поляков еще глубже в лес, и они, измученные и думающие, что он случайно сбился с пути, устроили ночлег. Когда противники уснули, Иван, мысленно попрощавшись со всеми родными, также отходит ко сну. Поляки просыпаются, понимают, что Сусанин нарочно завел их в глушь и убивают его.
<u>В эпилоге</u> показывается массовое народное гуляние в честь спасения царя, и только Ваня, Антонида и Собинин находятся в трауре, вспоминая Сусанина, который пожертвовал своей жизнью ради спасения жизни Михаила Федоровича.
Ответ:
Рахманинов крупнейший композитор и пианист конца XIX - начала XX веков. Его отличало необыкновенно острое восприятие действительности. Он был из числа композиторов-певцов природы.
Творческое наследие Рахманинова включает в себя произведения различных музыкальных жанров, в том числе и произведения духовно-музыкальные. Композитор был продолжателем Чайковского в духовной музыке, в том смысле, что он продолжил начатую Чайковским традицию исполнения церковной песни в открытом светском концерте. И многие произведения Рахманинова разделили ту же судьбу, что и религиозные творения Чайковского.
Духовная музыка в творчестве Рахманинова занимала существенное место. Будучи композитором "серебряного века" и символистом он во многие свои православные произведения вкладывал символический смысл. Самые значимые произведения духовной музыки Рахманинова исполняются и в нынешние дни. Среди них Всенощное бдение и Литургия Иоанна Златоуста (1910 год). Написание "Всенощного бдения" было завершено Рахманиновым в 1915 году. Оно имело огромный успех на сцене, но не вошло в литургическую практику. Церковь и ее высокие требования к духовной музыке и концертам, исполняющим эту музыку, не позволили реализовать "Всенощное бдение" в полной мере даже на светской сцене. Этому способствовал и циркуляр Святейшего Синода "О порядке устройства духовных концертов". С 1926 года "Всенощное бдение" не исполнялось, но в 80-х годах оно получило перерождение, снова зазвучав в концертах.
Рахманинов склонялся к духовной музыке в творчестве, так как усматривал в ней историю и лучшие традиции русской культуры. Зарубежный период
творчества композитора также ознаменовался некоторыми духовно-музыкальными произведениями ("Три русские песни для хора с оркестром").
В духовной музыке композитор нашел те истоки русской культуры, к которым стремился.
Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка. (С.В. Рахманинов)
Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город Леденец, выполненные художником).
«Но картина — не костюмированный портрет артистки, это чарующий миф о высшей красоте, о тайне её проявления в мире. В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести её к познанию тёмных, таинственных сторон жизни. Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Царевна-Лебедь — существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии — тёмную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. Изображение кажется бесплотным призрачным видением»[5].
А. П. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, „плещет лебедиными крылами на синем море“ перед днями великих бедствий?», имея в виду персонаж из «Слова о полку Игореве».