Графика, живопись, скульптура, декоративно- прикладное, станковая композиция
Очень яркий пример музыкального контраста дан в пьесе М. Мусоргского «Два еврея, богатый и
бедный» из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Контраст заложен уже в самом названии –
богатый и бедный.
Музыка этой пьесы рисует характеры двух очень разных людей. Образ первого – богатого –
отличает уверенное, громкое, важное звучание. Второй – бедный – изображён жалкой, просящей,
суетливой интонацией.
Неравенство образов выражается и в том, что богатый оказывается сильнее. Его музыкальная тема
поглощает тему бедного и завершает пьесу не просто уверенно, а победоносно. Эта сценка
производит столь зримое впечатление, что становится понятной яркая выразительность
музыкального контраста
Это музыкальный портрет Антониды. В арии раскрывается ее душевный мир, чистота чувств.
Медленная, задумчивая, написана в характере русских лирических песен. С вокальной мелодией перекликаются фразы кларнета и флейты, близких по звучанию к народной. Нежная каватина сменяется оживленным, грациозным рондо "Солнце тучи не закроют". Музыка передает воздушное и радостное чувство девушки, ее мечтания о свадьбе, но Сусанин возражает :"Что гадать о свадьбе, горю нет конца". В этом высказывания Глинка использовал подлинный народный мотив, услышанный от извозчика. Показано единство Сусанина с народом.
Наиболее созвучна баллада Шуберта, баллада "Светлана"