Цикл из четырех концертов для солирующей скрипки с оркестром. Каждый из концертов в трех частях и каждый концерт изображает одно время года. Они входят в состав собрания (Op. 8), озаглавленного «Il Cimento dell’Armonia e dell’Inventione» («Спор Гармонии с Изобретением»). Полное название: «Le quattro stagioni» («Четыре времени года»).
История музыки знает четыре знаменитых интерпретации темы времен года. Эти произведения так и называются — «Времена года». Это цикл концертов Вивальди, оратория Гайдна (1801), цикл фортепьянных пьес П. И. Чайковского (1876), балет А. К. Глазунова(1899).
«Времена года» Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений всех времен. Для многих само имя «Вивальди» является синонимом «Времен года» и наоборот (хотя он написал массу других произведений). Даже в сравнении с другими концертами того же опуса эти концерты демонстрируют поразительное новаторство Вивальди в области барочного концерта. Присмотримся к каждому из четырех концертов. И с самого начала отмечу, что каждому из концертов композитор предпослал сонет — своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.
Антонио Лучо Вивальди (4 марта 1678, Венеция – 28 июля 1741, Вена) – итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта – кончерто гроссо, автор около 40 опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года». Антонио Вивальди появился на свет в Венецианской республике, произошло это 4 марта 1678 года. Ребенок родился недоношенным и был очень слаб. Позднее стало ясно, что мальчик болен астмой, его мучили припадки удушья, ходить пешком ребенку было тяжело, а подъем по лестнице приравнивался к пыткам. Но никакие физические недостатки не повлияли на удивительный внутренний мир Вивальди. Его фантазия не знала преград, а жизнь изобиловала красками, только происходило это в мире музыки. Важный этап жизни Антонио начался, когда его отец – цирюльник Джованни Батиста получил приглашение в капеллу собора Сан-Марко. Тогда это был крупнейший оркестр всей Италии. Четыре органа, оркестр и большой хор обеспечивали величественное звучание. Это настолько поражало воображение семилетнего Антонио, что он никогда не пропускал репетиций и жадно вслушивался в музыку выдающихся мастеров. Такое беззаветное самопогружение в искусство не могло остаться незамеченным. Вскоре мальчиком заинтересовался известный скрипач и педагог Джованни Легренци. Помимо музыкальных знаний он привил Антонио желание экспериментировать. Чтобы точнее и ярче выражать свои мысли, Вивальди стал создавать произведения и искать новые формы. Кстати, до наших дней дошли творения композитора, созданные им в 13 лет. Но в этом возрасте юного Антонио ждали серьезные перемены.<span>Поразительно, но творчество талантливого музыканта было несправедливо забыто почти на 200 лет. Только в 1920-х годах итальянский музыковед Джентили наткнулся на записи композитора. В манускриптах было обнаружено девятнадцать опер, более 300 концертов для скрипки и другие сочинения. Официально подтверждено авторство Вивальди только для 40 опер, хотя известно, что за жизнь он написал более 90 крупных произведений.
</span>
В 1815 году в одном из предместий Вены семнадцатилетний помощник школьного учителя Франц Шуберт написал песню на слова Гете «Лесной царь». Вряд ли он отдавал себе отчет, что его сочинение откроет новую страницу не только в истории песни, но и в истории музыкального искусства вообще. А оно оказалось одним из первых выражений романтизма в музыке; в нем проявились самые яркие и прекрасные черты нового направления: глубокий интерес к народному искусству и к миру человеческой души (см. «Романтизм в музыке»). Эти черты есть и в самих стихах Гете, хотя великий поэт и не принадлежал к романтикам. Из народных сказок и преданий возник сюжет — рассказ о ночном путешествии всадника с маленьким сыном через темный лес, пугающий странными видениями. С народной поэзией связана сама форма стихов — баллада, песня-повествование в форме диалога всадника и мальчика, в который вплетаются и слова Лесного царя, слышимые только ребенком. Баллада Гете привлекала внимание и других музыкантов, но только Шуберту удалось создать произведение, в котором музыка и слово слиты воедино, чем достигнут синтез двух искусств, ставший для романтиков идеалом. В партии фортепиано звучит не умолкая ритм бешеной скачки, в партии голоса отчетливо различаются интонации трех персонажей, хотя исполнитель один. И каждая реплика отражает характер, ситуацию, отношение к ней рассказчика. Речь отца спокойна, рассудительна, ведь он не видит и не слышит никакого Лесного царя. Каждая новая фраза мальчика все больше наполняется беспокойством, страхом, доходящим до смертельного ужаса. Околдовывающая песня Лесного царя вкрадчива, коварно-ласкова. И наконец, последние слова рассказчика: Ездок погоняет, ездок доскакал... В руках его мертвый младенец лежал,— произносятся речитативом, мрачным и суровым, как смертный приговор. «Лесной царь» не случайно стал едва ли не самым популярным сочинением Шуберта. Балладу переложил для фортепиано Ференц Лист, раньше других шубертовских песен проникла она в Россию — ее упоминает Лермонтов, ею заслушивались московские «любомудры» — молодые философы и писатели из кружка Станкевича...
ДУХОВНАЯ МУЗЫКА
муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Композиторы духовной музыки:
Арайя Франческо
Аренский Антоний Степанович
Архангельский Александр Андреевич
Березовский Максим Созонтович
Бортнянский Дмитрий Степанович
Ведель Артемий Лукьянович
Галуппи Бальтазар
Глинка Михаил Иванович
Горчицкий (Gorchicki) Григорий
Дегтярев (Дехтерев) Степан Аникиевич
Дилецкий (Дылецкий) Николай Павлович
Кастальский Александр Дмитриевич
Ломакин Гавриил Иоакимович
Львов Алексей Федорович