Комедия Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" стала редчайшим образцом обличительного, сатирического направления литературы. Для классической комедии было характерно деление героев на положительных и отрицательных. Победа всегда была за положительными героями, а отрицательные высмеивались и терпели поражение. У Грибоедова персонажи распределены совершенно другим образом.
<span>Чацкий — смелый и непримиримый борец за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшийся с обществом реакционеров и крепостников, оболганный и оскорбленный этим обществом, но не смирившийся перед ним. Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал "нового" человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. </span>
<span>В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием — и со стороны хозяина и со стороны его дочери. Его первые взгляды вызывают резкий отпор Фамусова и его гостей, а пылкая любовь к Софье наталкивается на холодное, равнодушное отношение с ее стороны. </span>
<span>Он с удивлением замечает, что "век минувший" характеризуется всеобщим страхом, покорностью и раболепством — ведь "тот и славился, чья чаще гнулась шея!". "Век нынешний", по мнению Чацкого, осуждает покорность и раболепство. В это в начале комедии герой еще наивно верит. Позднее, по ходу пьесы он поймет, что "Молчалины господствуют на свете", что "прошедшего житья подлейшие черты" еще имеют прочные корни в обществе, основанном на самодержавии и крепостничестве. Под "веком нынешним" Чацкий понимает революционно-освободительное течение русской общественной мысли конца 1810-х начала 1820-х годов. </span>
<span>Фамусов испуган речами Чацкого: "Он вольность хочет проповедать!" Примечателен монолог Чацкого "А судьи кто?". Чацкий страстно обличает признанные в обществе авторитеты. Он чувствует себя человеком "нынешнего века". В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения: </span>
<span>Где, укажите нам, отечества отцы, </span>
<span>Которых мы должны принять за образцы? </span>
<span>Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! </span>
<span>Вот наши строгие ценители и судьи! </span>
<span>"Судьям", которые непримиримы к "свободной жизни", Чацкий противопоставляет молодое поколение, идущее другим путем. Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании смысла и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета — вот основное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово — оружие Чацкого. Это сильное, поистине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны. </span>
<span>Бегство Чацкого нельзя воспринять как его поражение. Он вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы "искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок". Чацкие наносят страшный удар своими обличениями фамусовым и молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Его осудили, против него восстали. Если чацкие пока слабы в своей борьбе, то и фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей. </span>
<span>Образ Молчалина противостоит образу Чацкого. Если Чацкий — сын знатного московского дворянина, получивший воспитание в дворянском доме, то Молчалин — человек более низкого происхождения. Он из милости "пригрет" Фамусовым, хотя, безусловно, ему "нужен". Молчалин обладает многими деловыми качествами, достаточно образован. Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие отнюдь не глупость. Не случайно Белинский писал, что "Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выгоды".Молчалин. не в пример Чацкому, человеку умному и благородному, умен и подл. Основные качества его натуры — низость, подлость, которые он умело скрывает. Он бессловесен только потому, что он "в небольших чинах". Это расчетливый игрок, который ради своего благополучия продаст кого угодно. До какого цинизма и низости нужно дойти, чтобы использовать влюбленность в себя дочери богатого человека! Софья нужна Молчалину, так как она может "словечко замолвить". Софья Павловна наделяет Молчалина несуществующими добродетелями, не замечая его низости. </span>
"...луч света в тёмном царстве..." - именно так назвал Катерину, главную героину драмы А.Н. Островского "Гроза",известный литературный критик Н.А. Добролюбов. Действительно, она словно луч солнца мерцает в непроглядной тьме города Калинова. Катерина чувствительна и одухотворена. Она мечтает летать: " <span>Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?". Эта мечта такая детская, чистая, наивная, что непроизвольно чувствуется её душевная чистота. Религия для Катерина - сказка, она даже рассказывала об этом Варваре: "...до смерти я любила в церковь ходить. Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого..." </span>Катерина способна на сильные и глубокие чувства - это доказывает её любовь к Борису. И самое главное: несмотря на то, что она тонкая и нежная натура, она выражает протест против "тёмного царства" своей смертью, а это говорит о том, что она сильна духом. Но она прекрасно понимает, что в любом случае её ждёт смерть: если будет жива физически - умрёт морально в невыносимой для неё среде, а если не умрёт морально, то её ждёт физическая смерть...Из двух зол Катерина выбрала меньшее и бросилась в пучину вод...
Роман Тургенева был написан в в переломный момент развития общества, когда старшие и младшие поколения становятся выразителями двух эпох. Но проблема отнюдь не в "отцах и детях", она выходит далеко за пределы семейных рамок - это целый общественный конфликт старого и нового поколения, старого дворянства и молодой революционно-демократической интеллигенции. Проблема отцов и детей раскрывается во взаимоотношении молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере внутри семьи Кирсановых. Базаров отрицает все сложившиеся стереотипы и мысли аристократа Павла Петровича, который не хочет принимать того факта, что общество вокруг него давно изменилось, изменились их взгляды. Этот спор перерастает в дуэль.Спор внутрисемейный между сыном Аркадием и старшим Кирсановым не такой глубокий, как мне кажется. Под воздействием Евгения Аркадий не находит общего языка со своим отцом, но после того, как Базаров покинул жизнь Аркадия, всё встало на свои места. Ведь Аркадий похож на своего отца, он относится к тому с любовью и уважением. <span>Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношении Базарова со своими родителями. Родителя Евгения - добрые и любящие люди. Не смотря на сложный характер и нигилистические взгляды сына, они любят его и стараются угодить ему. И сам Базаров, хоть и скрывал, но все же очень любил своих стариков</span>