Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими — стены, трусливыми и жалкими — стражи-монахи, сам же он чувствует себя рабом и узником. Его желание узнать многое о мире, для чего родился он на свет, обусловлено страстным порывом к свободе. Только вне монастыря Мцыри жил, только вне монастыря он был свободен. Только эти дни он называет блаженством.
Мужество и стойкость Мцыри проявляются в его битве с барсом. Его не страшила смерть, потому что он знал: возврат в монастырь — это продолжение прежних страданий. Трагический финал не ослабляет его дух, мощь его вольнолюбия. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь променял бы райское наслаждение на несколько минут свободы, на несколько минут жизни среди близких.
Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужество и героизм, сила духа и целостность явились укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников.
Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма. Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою душу в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший “Мцыри” в те годы, когда создавался и реалистический роман “Герой нашего времени”, вносит такие черты в это произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если прошлое героев “Исповеди” и “Боярина Орши” остается совершенно неизвестным и мы не знаем тех социальных условий, которые сформировали их характеры, то строчки о несчастливом детстве и отрочестве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтических поэм, связана со стремлением глубже раскрыть — рассказать душу. Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта, который в это же время создал социально-психологический роман.
Выразительно сочетание множества метафор романтического характера в самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления (“Однажды русский генерал... ”). Романтическая по форме поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова.
Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций великого Пушкина, поэтов-декабристов и вместе с тем как новое звено в развитии национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную культуру свой, “лермонтовский элемент”. Сжато поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в качестве первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал “самобытную живую мысль” в его стихах. И повторял: “Все в них дышит самобытною и творческою мыслью”.
<span> В образе Мцыри Лермонтов отразил реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия, попытался заставить своих современников отказаться от пассивности, апатии, безразличия, восславил внутреннюю свободу человека.</span>
<span>В российской истории найдётся немного людей, которых можно было бы поставить в один ряд с Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Его вклад в дело просвещения России огромен и неоценим. Жизнь Ломоносова без преувеличения можно назвать подвигом, а его самого - подвижником русской культуры. В.Г. Белинский отмечал: «Много сведений, опытности, труда и времени нужно для достойной оценки такого человека, каков был Ломоносов». Порой кажется, что это под силу лишь истинным мастерам слова: «...Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов объял все области просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник», - так охарактеризовал этого великого мужа А.С. Пушкин.</span>
Его жизнь вызывала интерес и удивление у многих поколений.<span>Михайло Ломоносов родился около 1712 года в деревне Денисовка Куроостровской волости, что в нескольких верстах от Холмогор. Там он научился читать и был лучшим чтецом в приходской церкви, вызывая этим зависть сверстников. Ему в руки попадаются «Грамматика» М. Смотрицкого и «Арифметика» Л. Магницкого. Эти книги сам М.В. впоследствии называл «вратами моей учёности».Известно, что в тринадцатилетнем возрасте он примкнул к раскольника-беспоповцам, но не пробыл с ними более года.</span>
Сказание о титане Атланте, кентавре Хироне, титаниде Горгоне Медузе и Сыне Золотого дождя.Они отражают события, происходившие, согласно мифологии, в момент перехода власти от титанов
<span>Творческий облик А.И. Куприна-рассказчика, ключевые темы и проблемы рассказов писателя. Комментированный пересказ сюжетов рассказов "Чудесный доктор" и "Слон". Нравственная значимость произведений А.И. Куприна, их духовно-воспитывающий потенциал.</span>