Одно из последних произведений Ч. Айтматова - повесть "Ранние журавли".
Суровые годы Великой Отечественной войны. Далекий киргизский аил. Мужчины - на фронте.
Герои повести - дети, ученики 6-7 классов. Лучшие, сильнейшие из них должны
поднять заброшенные поля, дать хлеб фронту, семьям. И дети глубоко понимают это. Писатель преклоняется перед мужеством этих скромных сельских ребят. Они вырастают буквально на наших глазах, становятся витязями.
"Первым был славный витязь Султанмурат. Пусть не самый старший,
пятнадцать шло уже годов. Но за ум и за храбрость командиром назначен был
он, сын Бекбая Султанмурат. А отец его, самый лучший из всех отцов, был в
то время в походе далеком, на большой войне. Своего боевого коня Чабдара он оставил ему, Султанмурату. Еще братец малый у Султанмурата - Аджимурат. Очень любил он братца, хотя тот, случалось, и досаждал ему. А еще тайно любил Султанмурат красавицу Мырзангуль-бийкеч. Прекрасней всех улыбка у Мырзангуль-бийкеч. А стройна была, как туркестанский тополь, а лицом бела, как снег, а глаза - как костры на горе темной ночью...
Вторым витязем был славный Анатай-батыр. Самый старший в отряде, почти шестнадцати лет. Он ничем никому не уступал, разве ростом чуть-чуть. Зато силой наделен был самой большой. Конь у него, как подобает батыру, прозывался Октору - гнедая стрела! Отец Анатая тоже был на большой войне, в далеком походе. И любил Анатай, тоже тайно, ту же красавицу луноликую - Мырзангуль-бийкеч.
Третьим витязем был милый юноша Эркинбек-батыр. Самый старший в семье. Друг хороший и верный. Печально вздыхал он, бывало, и плакал украдкой. Отец его смертью храбрых погиб в том походе далеком, защищая Москву. Конь боевой Эркинбека, как подобало батыру, прозывался Акбайпак-кулюк, что означало скакун в белых носках!
А четвертым батыром был Эргеш-батыр. Тоже друг и товарищ. Пятнадцати
лет. Свое мнение высказывать он любил, в споры вступал. Но в деле надежным был человеком. Отец его тоже на большой войне, в походе далеком. Конь Эргеша, как подобало батыру, прозывался Алтым-туяк - золотое копыто!
Среди этих батыров был еще пятый батыр - Кубаткул-батыр! Тоже
пятнадцати лет, тоже самый старший в семье. Отец Кубаткула в том походе
далеком, в той большой войне погиб смертью геройской в белорусских лесах.
Кубаткул неутомимый трудяга был. И очень любил, как всякий батыр, своего
боевого коня Жибекжала - шелкогривого скакуна! "
"Плечики их щуплые", "головы их на тонких шеях", лошаденки их -
"исхудалые клячи", но они воистину витязи, идущие в места далекие,
безлюдные - в Аксайское урочище - на подвиг: "На Аксай, на Аксай пашню
орать, как только снег сойдет! На Аксай, на Аксай плугом, как только земля
задышит! "
Тяжко трудятся юные пахари: и голодно, и холодно; рыскают вокруг
бандиты, конокрады посягают на жизнь мальчишек, уводят лошадей. И все же светлая радость, уверенность в том, что все невзгоды будут преодолены, наполняют мужеством их сердца.
Юные плугари напоминают писателю ранних журавлей, поднявшихся ввысь. "В чистом, беспредельно синем и беспредельно бездонном небесном просторе летели, медленно кружась, перестраиваясь на ходу, перекликаясь, журавли...
- Ранние журавли - хорошая примета! - крикнул Султанмурат Анатаю... -
Урожай, урожай будет!.. -А журавли плыли, купаясь в голубизне неба, плыли
<span>не спеша, кружась на плавно колышущихся крыльях, перекликаясь то сдержанно, то многоголосо, все разом, и снова в их рядах наступало спокойствие".</span>
Дедушка во время пожара был в оципенении. Тем временем как бабушка носилась и вытаскивала вещи из орящего дома. Когда их конь сорвался и побежал прочь она не растерялась и остановила его! Про неё можно сказать : Русская женьщина и коня на скаку остановит и в горящую избу войдет"
На мой взгляд, уже давая героям имена, автор заложил в них смысл слов «костыль» и «двужильный» . Первое обозначает устройство, служащее опорой при ходьбе, а второе - выносливый, сильный. Следовательно, Косты-лин не может в ЖИЗНИ без опоры («костыля») , а Жилин – физически сильный, стойкий, способный много вынести и выдержать.
Жилин и Костылин – офицеры русской армии времён войны на Кавказе.
Они попали в плен из-за Костылина, который предложил отделиться от обоза и поехать самим. Костылин и Жилин попали а плен. Два «брата по несчастью» , они и в плену вели себя по-разному.
Жилин показал себя смелым и решительным человеком, который нико-гда по доброй воле не попал бы в плен. «Не дамся же живой…» , «С ними что робеть, то хуже». Костылин проявил себя как трусливый человек.
Жилин был исполнен твёрдости в осуществлении побега, действовал решительно и предусмотрительно: «Жилин уж наперёд прикормил собаку» , «Стал Жилин немного понимать по-ихнему» .
А Костылин этих качеств не проявлял, он без-действовал, и создаётся такое впечатление, что его парализовал страх смерти.
Жилин мужественнее, выносливее, сильнее Костылина не только физи-чески, но и нравственно: «Тяжело Жилину, ноги тоже в крови и уморился. Нагнётся, поправит, подкинет, чтобы повыше сидел на нём Костылин, тащит его по дороге» . Из Костылина верный друг не получится, так как в нём нет ни преданности, ни верности, а чтобы быть настоящим другом и товарищем эти качества необходимы. Костылин бросил своего сослуживца в беде, а Жилин - нет: «Не годиться товарища бросать»
У татар тоже было разное мнение о пленниках: Костылина они звали «смирным» , а Жилина - «джигитом» . Это показывало то, что они его уважали.
Жилин выбрался из ямы и смог убежать из плена только благодаря по-мощи татарской девочки Дины, которая видела в нём настоящего доброго че-ловека, а не врага.
На мой взгляд, главная идея рассказа – научить людей не сдаваться да-же в трудных обстоятельствах и ситуациях, упорно добиваться цели, быть до-брыми, смелыми, храбрыми и преданными. В этом рассказе слабодушие и пассивность Костылина противопоставлены активности, стойкости и чело-вечности Жилина. Мужество и выдержка помогли ему бежать к своим, пре-одолевая все препятствия и преграды. Мне кажется, Л. Н. Толстой назвал рас-сказ «Кавказский пленник» потому, что только
<span>Жилин может быть примером для подражания.</span>
Солоха – мати коваля Вакули, відрізняється своєю хитрістю, лицемірністю, вона робить підлі вчинки і дії щодо інших людей тільки заради того, щоб задовольнити свої інтереси. Героїня кланялася тільки багатим, особливо заможному козакові Чубу, адже у нього було дуже велике господарство, а їй дуже хотілося прибрати його до своїх рук. Вона в своїх мріях вже міркувала, як все там буде, коли вона буде повноправною господинею. Письменник зобразив Солоху в тісному переплетенні з реальністю і фантастикою: вона в творі може бути і жвавою, вправною сільської бабою і роз’їжджати на мітлі, як відьма, яка заграє і з дяком, і з чортом. Їй заздрять сільські жінки.