Тема свободы занимает в лирике А. С. Пушкина особое место. Свободолюбивые мотивы были сильны в лирике Пушкина и до 1820 года, и в равной мере они свойственны зрелому периоду его творчества. Ведь недаром Пушкин, подводя итоги своему пути, утверждал в «Памятнике» как главнейшую свою заслугу то, что в свой «жестокий век» восславил он свободу. Однако в романтический период тема свободы в поэзии Пушкина была ведущей. Мотивы свободы не просто часто встречаются в романтической лирике, но и пронизывают ее насквозь, придавая ей весьма своеобразный, неповторимый облик.
Любимые герои пушкинской лирики романтической поры всегда причастны к свободе и жаждут ее. Таковы Карагеоргий из стихотворения 1820 года «Дочери Карагеоргия» («гроза луны, свободы воин») , Брут в стихотворении «Кинжал» («...но Брут восстал вольнолюбивый») , Чаадаев из пушкинского послания к нему («...вольнолюбивые надежды оживим») , генерал Пущин из стихотворения, ему адресованного («И скоро, скоро смолкнет брань средь рабского народа, ты молоток возьмешь во длань и воззовешь: свобода!») , и так далее.
Самого себя в стихах романтического периода Пушкин называет «свободы друг миролюбивый» («Алексееву») . Он дорожит свободным характером своей лиры и дает ей имя «вольного гласа цевницы» («Из письма к Гнедичу») . В стихотворении «Дельвигу» он провозглашает: «Одна свобода мой кумир» . Понятие свободы относится Пушкиным к разряду высших человеческих ценностей. В стихотворении 1823 года «Л. Пушкину» он восклицает: «Теперь ты юноша — и полною душой цветешь для радостей, для света, для свободы. Какое поприще открыто пред тобой... »
Мотивы свободы в южной лирике Пушкина являются не только тематически ведущими, но и конструктивными в стилистическом плане. В значительной мере они определяют особенную образность пушкинских стихов этого времени. В мире природы в ту пору Пушкина привлекают преимущественно море, океан, грозы, всякого рода стихии. Потому и привлекают, что, попадая в поэтический контекст, они естественно ассоциируются со свободой. В стихотворениях Пушкина гроза — «символ свободы» («Кто, волны, вас остановил...») , океан — свободный («Приветствую тебя, свободный океан...») , море — «свободная стихия» .
Образом свободной стихии открывается последнее романтическое стихотворение Пушкина «К морю» (1824). Показательно, что это итоговое и программное (по определению М. Цветаевой, «наиромантичнейшее» ) стихотворение Пушкина посвящено теме свободы. Как сюжетная завязка, как ввод в самое главное звучат начальные слова стихотворения:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
1 Однажды пошла Алиса купаться в море, 2 так оно ей понравилось, что ока ни за что не захотела выходить из воды.
3 -Алиса, хватит, вылезай! – кричит ей мама.
4 - Сейчас, сейчас!-говорит Алиса.
5 А сама думает
6 она подходила к зеркалу и смотрела, не прорезались ли у нее плавники, или, быть может, прежде начнет появляться серебристая чешуя? 7 Но каждый раз находила на своих плечиках только несколько песчинок, и то если она не слишком старательно мылась в душе.
7 утром она пришла на пляж раньше обычного 8 встретила там мальчика, который собирал морских ежей и моллюсков.8 Мальчик был сыном рыбака и прекрасно разбирался во всем, что касается моря.
9 – А не знаешь ли ты, как превратиться в рыбу? – спросила его Алиса.
– Ну, это проще простого! – ответил мальчик. – Могу хоть сейчас показать.
10 Он положил на камень узелок с ежами и моллюсками и прыгнул в море.11 Прошла минута, прошла другая, а мальчик все не всплывал на поверхность.12 А в том месте, где он нырнул, вдруг показался из воды дельфин 13 давай кувыркаться между волнами и вздымать к небу веселые фонтаны брызг.14 Он играл и резвился у самых ног Алисы, и она нисколечко его не боялась.
15 – Видела, как это просто? – улыбнулся он.
16 – Видела, – ответила Алиса, – только у меня, наверное, не получится.
17 – А ты попробуй!
18 Алиса бултыхнулась в воду.19 Ей очень хотелось стать какой-нибудь морской звездой.20 Но тут с ней, конечно же, приключилась беда 21 Алиса опустилась на большую двустворчатую раковину,которой как раз в этот момент захотелось зевнуть.22 Едва Алиса коснулась раковины, она тут же захлопнулась .
23 «Ну вот, опять я куда-то попала!» – подумала девочка.
24 Но какая тишина, какая свежесть и покой царили тут, на дне морском. 25 Хорошо было бы остаться тут навсегда и жить на дне моря, как когда-то в давние времена жили русалки.26 Алиса вздохнула.27 Она вспомнила о маме.28 Бедная мама, наверное, думает, что ее дочь уже в постели! 29 Потом Алиса вспомнила о папе, который как раз сегодня вечером должен приехать из города, потому что была суббота.
30– Нет, не могу я оставить их одних! Ведь они так любят меня! На этот раз я уж так и быть вернусь на землю.
31 Она изо всех сил уперлась руками и ногами в «створки раковины, приоткрыла их,32 выскользнула наружу и быстро поплыла наверх.
33 Вынырнула она на поверхность и увидела, что мальчик, который собирал морских ежей и моллюсков, уже далеко.
Напротив дома, в котором жила Маша, в заколоченном ларьке жила старая ворона.Она залетала к людям в квартиры через открытые форточки и воровала еду.
Однажды ворона застала в ларьке маленького растрепанного воробья Пашку. Она стукнула Пашку клювом по голове и выбросила его из ларька на снег. Птичку подобрал милиционер и отдал ее Маше. Она покормила воробья и тот стал прилетать к девочке каждый день.
Однажды ворона украла со стола стеклянный букетик. Машина мама расстроилась. О краже узнал Пашка. Он собрал стаю воробьев, устроил бой вороне и отобрал у нее украденный букетик цветов. Пашка прилетел в театр и принес в клюве для Золушки маленький хрустальный букет. Она приколола его к своему платью и засмеялась от счастья.
Профессор Аронакс, его слуга Консель и гарпунер Нед Ленд случайно попадают на подводную лодку, которую многие принимали за неизвестное и неисследованное животное, которое погубило большое количество судов. Они ничего не знают про владельца подводной лодки , кроме того, что он называет себя Капитаном Немо.
Профессор и его друзья вместе с Капитаном Немо исследуют морские глубины, находят подводный город и видят много интересного и необычного.