«Остап считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях - обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время. Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову».
«Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощию изобретательного ума своего умел увертываться от наказания, тогда как брат его Остап, отложивши всякое попечение, скидал с себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая просить о помиловании. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам.
Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет. Женщина чаще стала представляться горячим мечтам его; он, слушая философические диспуты, видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную. Пред ним беспрерывно мелькали ее сверкающие, упругие перси, нежная, прекрасная, вся обнаженная рука; самое платье, облипавшее вокруг ее девственных и вместе мощных членов, дышало в мечтах его каким-то невыразимым сладострастием. Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не отведав битвы...»Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки.... Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту.
У. Вы хорошо иллюстрировали словами картины. Какие слова помогали рисовать словесные картины? Найдите эти красивые слова в тексте.
Снег пушистый (снег какой? )
Снеговые горы (горы какие? )
Мороз сердитый, злой (мороз какой? )
Название им – эпитеты.
Эпитеты - это слова, которые называют признаки предметов, явлений и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? (Хоровое чтение слова “признаки” переводится на родной язык) .
Как вы думаете, для чего нужны в тексте эпитеты?
Д. - Они делают нашу речь красивой, выразительной.
- Эпитеты - понятные, необычные слова.
У. В тексте есть еще другие языковые средства сравнения. А сравнения мы знаем по родной литературе. (Переводится на родной язык) . Найдите. (Учащиеся выполняют задания) .
Д. - Поле забелело
Точно пеленою
Все его одело.
Поле пеленкой покрыл.
- Темный лес, что шапкой, Принакрылся чудной
Снег, как шапка на деревьях.
У. С какими языковыми средствами мы познакомились?
Д. - Эпитетами, сравнениями.
Главный герой повести, Петр, является слепым от рождения:
"Как бы то ни было, ребенок родился слепым."
"Мальчик, действительно, слеп, и притом безнадежно…"
Петр Попельский - дворянин из богатой семьи помещиков:
"Ребенок родился в богатой семье Юго‑западного края, в глухую полночь."
Петр является единственным ребенком в семье. Мать, отец и дядя Максим очень любят мальчика и всячески поддерживают его:
"У Попельских не было других детей, и потому слепой первенец по‑прежнему остался центром, около которого группировалась вся жизнь усадьбы."
О внешности маленького Пети известно следующее:
"...на красивом и не по‑детски серьезном лице."
"...красивые, но неподвижные глаза придавали лицу слепого какой‑то суровый и вместе трогательный отпечаток."
"...каждою сменою выражения на нервном лице ребенка."
"Только теперь она заметила, что в лице ее нового знакомого есть что‑то необычайное. Бледные и тонкие черты застыли на выражении напряженного внимания, как‑то не гармонировавшего с его неподвижным взглядом."
"...черты лица... [...] в них виднелось недетское, глубокое и тяжелое горе."
"Слепой тоже вырос и возмужал. Всякому, кто посмотрел бы на него в ту минуту, когда он сидел поодаль от описанной группы, бледный, взволнованный и красивый, сразу бросилось бы в глаза это своеобразное лицо, на котором так резко отражалось всякое душевное движение. Черные волосы красивою волной склонялись над выпуклым лбом, по которому прошли ранние морщинки. На щеках быстро вспыхивал густой румянец и так же быстро разливалась матовая бледность. Нижняя губа, чуть‑чуть оттянутая углами вниз, по временам как‑то напряженно вздрагивала, брови чутко настораживались и шевелились, а большие красивые глаза, глядевшие ровным и неподвижным взглядом, придавали лицу молодого человека какой‑то не совсем обычный мрачный оттенок."
Петр - человек с чуткой натурой, тонкой и богатой нервной организацией:
"...чуткая натура мальчика способна откликнуться, несмотря на слепоту, на поэтические образы песни."
Слепой Петя обладает поразительно тонким, изощренным слухом:
"...посредством сильно изощренного слуха он проникал все дальше в окружавшую его природу."
Еще в детстве у Пети обнаруживаются музыкальные способности и задатки артиста:
"...уже в этой чуткой внимательности к элементарным звукам, составным частям будущей мелодии, сказывались задатки артиста."
"...так явно обнаружившиеся склонности мальчика порождали в инвалиде двойственное чувство. С одной стороны, страстное влечение к музыке указывало на несомненно присущие мальчику музыкальные способности и, таким образом, определяло отчасти возможное для него будущее."
Петр оказывается умным, способным человеком.
"Несмотря на свою слепоту, Петр отлично чувствовал природу".
Окружающие отмечают его дарование:
"...молодые люди, еще взволнованные и возбужденные, пожимали руки музыканта, предсказывали ему широкую известность артиста."
"У вас удивительно своеобразная манера… Многие играют лучше вашего, но так, как вы, ее не исполнял еще никто." (знакомый о Петре)
Тем временем, став юношей, Он глубоко страдает из-за того, что не может видеть и никогда не сможет увидеть мир вокруг:
"Ничего особенного, – ответил он с горечью. – Мне только кажется, что я совсем лишний на свете."
"Оставь меня… бросьте меня все, потому что я могу дать одно страдание взамен любви… Я хочу видеть – понимаешь? Хочу видеть и не могу освободиться от этого желания. Если б я мог увидеть таким образом мать, отца, тебя и Максима, я был бы доволен…"
"Я поменялся бы с последним нищим, потому что он счастливее меня. Да и слепых вовсе не нужно окружать заботой: это большая ошибка…"
"Да! мне не за что проклинать! Моя жизнь наполнена одной слепотой. Никто не виноват, но я несчастнее всякого нищего…"
Добрый дядя Максим решает помочь Петру справиться со своей болью и печалью. По совету дяди Петр переодевается крестьянином и отправляется на богомолье к иконе. Во время похода Петр узнает много о тяжелой жизни крестьян, слепых и зрячих. Этот опыт меняет мировоззрение юноши, и он смиряется со своей слепотой:
"Третий был совсем юноша, в новой крестьянской одежде, с бледным и как будто слегка испуганным лицом..." (Петр в одежде крестьянина)
"...долго брел за скрипучими возами чумаков, ночевал в степи у огней, слушал гомон ярмарок и базаров, узнавал горе, слепое и зрячее, от которого не раз больно сжималось его сердце…"
"По мере приближения к Почаеву банда слепых все росла."
"...панич неожиданно вернулся с двумя слепцами в нищенской одежде. Кругом говорили, что он ходил в Почаев по обету, чтобы вымолить у почаевской богоматери исцеление.
Впрочем, глаза его оставались по‑прежнему чистыми и по‑прежнему незрячими. Но душа, несомненно, исцелилась."
Слепой музыкант дает свой первый концерт перед публикой. Выступление проходит с огромным успехом:
"Когда он смолк, гром рукоплесканий охваченной восторгом толпы наполнил громадную залу."