Остап не стремился совершить подвиг и получить за него награду. Просто огромнейшая любовь к Родине приводит его к этому. Остап - человек твердой воли и большой выдержки. В бою он хладнокровен и рассудителен. Он быстро взвешивает положение противника и соображает, какими средствами отбить прага. Остап не напрашивается на похвалу, но казаки его хвалили от души, а не из лести. Умирает Остап мужественно и просто, умирает ради своей родной земли. Это и есть подвиг. Л путь Остапа к подвигу - это вся его жизнь среди запорожских казаков, среди родных степей, среди народа, который при-вил ему любовь к Родине. Вот и еще одна прочитанная повесть. Прочитав хорошую книгу, рассказ, становится жалко расставаться с его героями и событиями. Может быть, , поэтому сейчас особенно приятно вновь вернуться к повести «Тарас Бульба», подумать над ней, поделиться своими мыслями с другими. У Тараса, главного героя повести, было два сына, совершенно разных по характеру, но он их любил, как всякий отец любит своих детей. И вот он их теряет. Они погибают на войне. Погибают тоже совершенно по-разному. Один становится предателем, другой, верный Родине, товарищам, друзьям, умирает за свою Отчизну. Почему? Ведь Тарас воспитывал своих сыновней одинаково, любил тоже одинаково. Но почему же Андрий изменяет Родине, а Остап остается преданным ей? Ведь Андрий был храбрым человеком. Но он всегда думал только о себе и ради своей любви предал Родину, отца, брата и погиб от руки отца. Андрий даже не может вымолвить слова в свое оправдание. Нет ему оправдания!
Изображению борьбы запорожцев посвящено много страниц произведения. Идейное значение этих массовых сцен велико. В них воплотилась мечта Гоголя о свободной, вольной жизни, основанной на товариществе, братстве и равноправии. По мнению Гоголя, только такой уклад жизни, такие обстоятельства могут создать сильных и могучих людей, какими были Тарас, Остап, Кукубенко, Бовдюг и многие другие запорожцы, которые по первому призыву отчизны бросали все и брались за оружие: «Пахарь ломал свой плуг, бровари и пивовары кидали свои кади и разбивали бочки, ремесленник и торгаш посылал к черту и ремесло и лавку, бил горшки в доме. И все, что ни было, садилось на коня. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность». Для того чтобы Читатели восприняли мнение писателя о Сечи, прониклись его чувствами, важно не только перечитать в классе соответствующие главы, но и воссоздать картины, нарисованные Гоголем, выяснить причину его восторженного отношения к Сечи. Как свидетельствует опыт, устное рисование наиболее соответствует в данном случае поставленной задаче. Оно не только активизирует внимание у себя, но и заставляет их вглядываться и вдумываться в текст, в каждую деталь описания, чтобы точно воссоздать Сечь и ее предместье, нарисовать и всех ее обитателей. Это и переезд на пароме, и предместье Сечи с ее кузницами, кожевниками, торговцами, узкими улочками, где живут ремесленники, и, наконец, Сечь с ее вольным и гордым народом. Работа над иллюстрациями помогает представить Тараса и его сыновей в новой для них обстановке, увидеть их в гуще запорожцев: Находим и читаем слова писателя, обращенные к Сечи и запорожцам: «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украину!» Без комментариев детям понятно, что каждое слово обращения, как и его восторженная интонация, передает восхищение писателя Запорожской Сечыо и его убеждение, что только Сечь с ее республиканским строем формирует гордых, храбрых и вольнолюбивых казаков. Не случайно поэтому Гоголь называет Сечь гнездом, а храбрых запорожцев сравнивает с могучими львами. Своевольной республикой Гоголь называет Запорожскую Сечь, а запорожцев - вольным народом. В учебнике-хрестоматии для VII класса помещена репродукция картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Эта картина близка повести Гоголя. Не являясь иллюстрацией, она в то же время помогает детям войти в повесть, заговорить с ее героями. Картина Репина создает яркие, живые впечатления о казачьей вольнице, славных, удалых людях, о которых Репин писал: «…и вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, усиливается до того, что не только защищает всю Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием…» После краткого рассказа о письме запорожцев к турецкому султану, которое свидетельствует о мощи, силе и неистощимом юморе запорожцев, Читатель предлагает рассмотреть центральную фигуру картины - кошевого атамана Ивана Сирко. Обращается внимание на его мужественное лицо, умный, проницательный взгляд, орлиный нос, на его позу, одежду. Все в фигуре атамана говорит о силе и властности. Именно такой атаман мог разгуливать на «чайках» по Черному морю и совершать смелые походы в Крым.
«Закатным романом» называли критики роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Необычна творческая история этого произведения. Роман был задуман в 1928 году, и работа над ним продолжалась до самой смерти, пока у писателя были силы. Это произведение, как и другие из «возвращенной литературы», вначале увидело свет за рубежом, и лишь спустя двадцать пять лет после смерти автора, в 1966 году, было опубликовано в журнале «Москва». Роман произвел ошеломляющее впечатление. Что же обеспечило роману успех?