Герой трагедии И.В.Гете «Фауст» (часть I - 1806, часть II — 1825-1831). Источником образа Фауста помимо народной книги послужила легенда о Симоне-маге. Видел Гете и представления кукольного театра, где часто разыгрывалась история чернокнижника, продавшего душу дьяволу и унесенного в конце земного пути в преисподнюю. Гетевский Фауст имеет мало общего со своими прообразами. Это фигура грандиозная, всеобъемлющая, не человек средневековья, а человек Возрождения. Недаром впоследствии вся культура нового времени О.Шпенглером будет определена как «фаустовская». Фауст — герой, осознавший себя как личность выдающаяся. Именно поэтому он, неудовлетворенный прожитой жизнью, разочарованный в возможностях науки, стремится познать бесконечное, некий абсолют. В то же время это натура деятельная: не случайно Фауст предлагает свой вариант перевода начальной фразы Библии: не «в начале было слово», а «в начале было дело». Фауст становится предметом эксперимента Бога над человеком, потому что незауряден, дерзает узнать непознанное, отмечен печатью избранника. Мефистофель говорит о Фаусте: «Он рвется в бой и любит брать преграды, и видит цель, манящую вдали, и требует у неба звезд в награду и лучших наслаждений у земли, и век ему с душой не будет сладу, к чему бы поиски ни привели». Такой житель земли, мира дольнего, небезразличен Богу. Всевышний верит, что эксперимент Мефистофеля не удастся, и дьявол не сумеет на примере Фауста доказать, что человек -существо ничтожное, ошибка творца. Мефистофель приходит к Фаусту, когда тот пребывает в отчаянии, на грани самоубийства, и только пробудившаяся весенняя природа, благостное пение отвели его руку от склянки с ядом. Фауст стар и хочет начать жизнь сначала. Тогда он, вероятно, сможет понять смысл бытия и принести пользу, какую за свою долгую жизнь так и не смог принести, хотя имеет авторитет, признание. Фауст готов прибегнуть к любому колдовству, обратиться к кому угодно, чтобы обрести возможность нового познания мира, его стремления безграничны, он бесстрашен — и потому идет на договор с Мефистофелем. Условия договора просты: когда вечно стремящийся к чему-то недоступному, вечно неудовлетворенный Фауст признает то или иное мгновение своей жизни прекрасным, вершинным, мигом достижения всех желаний, — он станет добычей дьявола. Первое искушение, предложенное ему, — разгульная жизнь, но Фауст быстро покидает погребок Ауэрбаха: компания пьяниц не по нему. Второе искушение — любовь: Мефистофель возвращает Фаусту молодость, полагая, что чувственные утехи навсегда отвлекут его подопечного от высоких стремлений. Истории отношений с Маргаритой посвящена первая часть трагедии. Мефистофель просчитался опять, и, хотя любовь к Фаусту оказалась гибельной для Гретхен, сам Фауст вел себя не так, как ожидал дьявол. Испытав радость взаимной любви, Фауст начинает скучать, но не признается в этом даже самому себе. Убийство брата Маргариты ускоряет развязку: Фауст должен бежать, а его возлюбленную, которую он вовлек в блуд и благодаря содействию Мефистофеля сделал невольной убийцей собственной матери, заключают в тюрьму и приговаривают к смерти. Фауст хочет ей помочь (дьяволу подчиняются все замки и запоры), но Маргарита обезумела и отказывается бежать. Во второй части Фауста должен испытать искушение властью, красотой, деянием. С Мефистофелем он оказывается при дворе императора и предлагает некоторые финансовые новшества. Потом, стремясь к абсолютной красоте, просит дьявольскими чарами вызвать ему Прекрасную Елену. Мефистофель оказался бессилен управлять языческим миром, и Фауст обращается за помощью к неким Матерям, живущим в таинственном мире. Фаусту удается извлечь ее из небытия, он вступает с ней в брак, и у них рождается сын Эвфорион, унаследовавший от отца безграничные стремления, что приводит юношу к гибели.
http://slovo.ws/geroi/698.html
<span>[ссылка появится после проверки модератором]</span>
<span>Добры́ня Ники́тич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь эпоса Киевской Руси. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире.
</span><span>Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество» . Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и проч. ; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями. Добрыню иногда величают князем (Киреев. II, стр. 11), а иногда племянником Владимира (Киреев. II, 19, 22, 45). Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши. Он умён, образован (Киреев. II, 49) и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях. </span><span> </span>
<span>Стихотворение «Железная дорога» было написано Николаем
Алексеевичем Некрасовым в 1864 году. В это время уже отменили крепостное
право, и всем казалось, что жизнь в России станет лучше и счастливее,
что народ не будет больше так тяжело страдать. Однако Некрасов
показывает, что это не так. Стихотворение «Железная дорога» – очень
драматичное и тяжелое
произведение. В нем он не верит, что русский
народ когда-нибудь будет жить хорошо. Почему? Мне кажется – потому, что
он не умеет жить хорошо. В этом стихотворении Некрасов показывает, что с
отменой крепостного права жизнь народа не изменилась. Он по-прежнему
закрепощен, его угнетают, но не помещики, а капиталисты. Некрасов
все-таки хочет верить в то, что в будущем все будет лучше. Вот почему
сон о людях из народа видит молодой сын генерала Ваня. Так Некрасов
хочет показать, что молодые люди должны думать о народе, бороться за его
достойную жизнь. Ваня даже спорит со своим отцом-генералом, который не
любит русский народ.
Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать – разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц! ..
Ваня
защищает русский народ, говоря, что он построил железную дорогу, что он
трудится самоотверженио и героически, что в нем много силы и красоты.
Но генерал не верит в это, для него все простые люди-рабы. Русский народ
слишком много терпит. Вот поэтому Некрасов
сомневается, что счастье
наступит быстро. Прошло много лет со дня написания этого стихотворения,
но строки Некрасова не потеряли своего значення:
Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только, жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе.</span>