1
Я вижу перед собой лежащего гладиатора… Байрон (англ.).
2
Поэты похожи на медведей, сытых тем, что сосут лапу. Неизданное (фр.).
3
Шат – Елбрус. – Примеч. М. Ю. Лермонтова.
4
Горцы называют шапкою облака, постоянно лежащие на вершине Казбека. – Примеч. М. Ю. Лермонтова.
5
Покрывало. – Примеч. М. Ю. Лермонтова.
6
Вроде волынки. – Примеч. М. Ю. Лермонтова.
7
Верхняя одежда с откидными рукавами. – Примеч. М. Ю. Лермонтова.
8
Стремена у грузин вроде башмаков из звонкого металла. – Примеч. М. Ю. Лермонтова.
9
Шапка, вроде ериванки. – Примеч. М. Ю. Лермонтова.
10
Чингур – род гитары. – Примеч. М. Ю. Лермонтова.
11
Мцыри – на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде «послушника». – Примеч. М. Ю. Лермонтова.
Сказки А.С. Пушкина в моей жизни.
Когда я был маленьким, я очень любил слушать сказки, которые читала мне мама. У меня была красивая книга с картинками. Она называлась « Сказки А.С. Пушкина». Мама читала, а я рассматривал картинки.
Первая сказка, которая мне понравилась еще в раннем детстве была « Сказка о попе и его работнике Балде». Сказка была складная, понятная и смешная. Я полюбил эту историю сразу. Мама много раз перечитывала ее потом. В четыре года я уже умел читать, почти свободно. А через год я прочел сам «Сказку о рыбаке и рыбке». Я был удивлен и восторжен чудесами этой сказки: рыбка умела разговаривать, она исполняла желания, которые сбывались. Тогда мне очень хотелось иметь такую рыбку.
Недавно, на уроке литературы, мы прочитали « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Главные герои сказки - царь, мачеха-царица, царевна, королевич Елисей и семь богатырей. Больше всего мне понравился королевич Елисей. Он храбрый, очень терпеливый, умеет держать клятву. Елисей не сидел, сложа руки, а поехал в путь дорогу и в конце добился своей цели. Королевич прошел нелегкий путь, но все это он делал ради своей невесты. Невестой была молодая царевна. Это добрая, скромная и воспитанная девочка. Она тоже держала слово, не вышла замуж за братьев богатырей, потому что любила Елисея. Эта любовь и спасла царевну.
А.С. Пушкин в красивых образах рассказывает нам о верности и любви, которые способны воскрешать. От большой любви царевна поднялась из хрустального гроба. Как только мачеха узнала, что царевна жива - сразу обмерла. С тех пор все жили да поживали и зла не видали.
Эта сказка заставила меня еще раз удостовериться в том, что надо быть честным, сильным, добрым и не отступать от своей мечты, тогда она обязательно исполнится.
Среди всего многообразия тем и образов, созданных поэтом, довольно большое место занимает тема Кавказа. Впервые посетив этот край еще в детские годы, Лермонтов от всей души восхитился красотой и величественностью его природы, особым гордым духом местных жителей. « Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз », - писал М. Ю. Лермонтов о горах Кавказа. И неудивительно, что впоследствии именно образы Кавказа стали воплощением вольнолюбивых стремлений автора. В. Г. Белинский писал, что «Кавказ взял полную дань с музы» Лермонтова и стал «поэтической родиною, пламенно любимою им». Для Лермонтова Кавказ был жилищем вольности простой, суровым краем свободы. Южная природа стала для поэта олицетворением его "великой родины, она навевала ему воспоминания о детстве, милый сердцу образ матери:
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
В ущельях гор Кавказа молодой поэт был по-настоящему счастлив, именно там его сердце наполнялось самыми сильными и глубокими чувствами. И потому, покинув прекрасные места, он не раз еще вспоминал дорогие сердцу образы:
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..
Грустью и тоской наполнялась душа поэта в разлуке с прекрасным краем, но даже в этой грусти постоянно звучит неподдельный восторг и восхищение Кавказом. И Лермонтов снова и снова откровенно и страстно признается в искренней любви к Кавказским горам:
Люблю я цепи синих гор,
Когда, как южный метеор,
Ярка без света и красна
Всплывает из-за них луна,
Царица лучших дум певца...
В окружении живописных картин природы автор предается размышлениям о смысле жизни, о роли природы в духовной жизни человека, о значении ее для поэта. Лермонтов испытывает на себе сильное воздействие чудесных картин - вечернего луча, что «горит на ребрах туч », угрюмого небосвода, высокого месяца, « младых тучек ». Все эти яркие образы наполняют неповторимым вдохновением его душу, и в его воображении рождаются чудесные эмоциональные эпитеты, призванные подчеркнуть красоту и неповторимость окружающей природы.
...вот весь наряд,
Которым белое чело
Ему убрать позволено,
говорит поэт о месяце, окруженном картинами ночного Кавказа. Сердце автора наполняется самыми светлыми и сильными чувствами. В то же время все эти чувства, уверен он, знакомы каждому человеку:
Кто не знавал таких ночей
В ущельях гор иль средь степей?
Лирический герой Лермонтова мчится на коне среди бескрайних просторов степей. И «туманный месяц» осыпает их «сребристым блеском». Поэт создает идеальную красоту, направляя все средства и возможности поэтической речи на передачу магического воздействия природы, погружающей человека в «чудесное забытье», заставляя его всем существом слиться с окружающим миром. Природа оживает под пером Лермонтова, и луна, « свой взор ко мне склонив», словно упрекает героя в том, что он хотел отнять у нее «владычество степей».
Неповторимой поэтичностью, восхищением мужественной, миролюбивой и полной оптимизма красотой южных пейзажей наполнены стихотворения М. Ю. Лермонтова о Кавказе. Как и во многих произведениях, посвященных красоте природы, в этих стихотворениях автор передает стремление к полному единению с природой и Создателем, желание проникнуть в великую тайну бытия. Кроме того, поэт убежден, что именно в общении с природой Кавказа, в окружении величественных гор и бескрайних степей формируется особый, гордый и вольный характер человека.