Главным персонажем былин являются богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил.В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.Каждому богатырю присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями. Алеша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. «Не силой возьмет, так хитростью» – говорится про него в былинах. Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, т. е. гиперболизация и идеализация. Однако былины рисуют не только героические подвиги богатырей, вражеские нашествия, битвы, но и повседневную человеческую жизнь в ее социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Это находит отражение в цикле новгородских былин. В них богатыри заметно отличаются от былинных героев русского эпоса. Былины про Садко и Василия Буслаева включают не просто новые оригинальные темы и сюжеты, но и новые эпические образы, новые типы героев, которые не знают другие былинные циклы. Новгородские богатыри, в отличие от богатырей героического цикла, не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Новгород избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В. Буслаев) и играть на гуслях (Садко), но и сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с Запада.Новгородским богатырем предстает Василий Буслаев. Ему посвящены две былины. В одной из них говорится о политической борьбе в Новгороде, в которой он принимает участие. Васька Буслаев бунтует против посадского люда, приходит на пиры и затевает ссоры с «купцами богатыми», «мужиками (мужами) новгородскими», вступает в поединок со «старцем» Пилигримом – представителем церкви. Со своей дружиной он «дерется-бьется день до вечера». Посадские мужики «покорилися и помирилися» и обязались платить «на всякий год по три тысячи». Таким образом, в былине изображено столкновение между богатым новгородским посадом, именитыми мужиками и теми горожанами, которые отстаивали самостоятельность, независимость города.Бунтарство героя проявляется даже в его кончине. В былине «Как Васька Буслаев молиться ездил» он нарушает запреты даже у гроба господня в Иерусалиме, купаясь голым в Иордан-реке. Там же он и погибает, оставшись грешником. В.Г. Белинский писал, что «смерть Василия выходит прямо из его характера, удалого и буйного, который как бы напрашивается на беду и гибель».Одной из самых поэтических и сказочных былин новгородского цикла является былина «Садко». В.Г. Белинский определил былину «как один из перлов русской народной поэзии, поэтический апофеоз10 Новгороду».Садко – бедный гусляр, разбогатевший благодаря искусной игре на гуслях и покровительству Морского царя. Как герой он выражает собой бесконечную силу и бесконечную удаль. Садко любит свою землю, свой город, семью. Поэтому он отказывается от несметных богатств, предложенных ему, и возвращается домой.<span>Итак, былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.</span>
Баратынский Е.А.
Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844)
Один из крупнейших русских поэтов XIX столетия
Родился в небогатой дворянской семье.
С 1819 зачислен рядовым в один из петербургских полков. В 1820-25 служил в полку, стоявшем в Финляндии. В 1826 вышел в отставку. Начал печататься в 1819. Вначале Баратынский писал элегии и послания ("Разуверение" ("Не искушай меня без нужды...", 1821, положенное на музыку М. И. Глинкой) и др.), отличавшиеся стремлением к психологическому раскрытию чувств в их сложности и внутренней динамике.
В 1826 вышла стихотворная "финляндская повесть" Баратынского "Эда". Проявлением дружбы с А. С. Пушкиным и близости их литературных позиций явилась книга "Две повести в стихах" (1828), в которую вошли поэма Пушкина "Граф Нулин" и поэма Б. "Бал".
После разгрома декабристов для его стихов характерны пессимистические мотивы одиночества, скорби, неполноценности человеческой природы, тщеты бытия, грядущей гибели человечества, обречЕнности искусства. В последних стихах Баратынского, написанных во время поездки в Италию, зазвучали утверждающие ноты ("Пироскаф", 1844).
Поэзии Баратынского присущи философичность, глубина мысли. В. Г. Белинский считал, что "из всех поэтов, появившихся вместе с Пушкиным, первое место бесспорно принадлежит г. Баратынскому" (Полн. собр. соч., т. 6, 1955, с. 479). Последние годы жизни Баратынский провЕл в подмосковном имении Мураново (позднее принадлежавшем Тютчевым). В 1919 в нЕм создан литературно-мемориальный музей, посвященный Баратынскому и Ф. И. Тютчеву.
Баратынский практически неизвестен как автор сочинений в прозе. Действительно, его прозаическое наследие невелико. Повесть "Перстень" - это единственный в творчестве Баратынского образец произведений этого жанра. Между тем интерес писателя к прозе был длительным и постоянным. Еще в 1824 г. появляется его сатирическая аллегория "История кокетства". К началу следующего десятилетия относятся литературно- полемические выступления поэта, в письмах конца 1820-х - начала 1840-х годов содержатся сведения о работе Баратынского над прозаическим романом, не завершенным и не дошедшим до нас.
В наибольшей же степени, как это показывает и переписка, и лирика писателя, прозаические замыслы, а также теоретические проблемы развития русской прозы занимали Баратынского на рубеже второго и третьего десятилетий прошлого века.
По его мнению, современность требовала создания некоего "эклектического" романа, который объединил бы традицию объективного изображения мира с традицией субъективного изображения душевной жизни человека: "Нужно соединить оба рода в одном. Написать роман эклектический, где бы человек выражался и тем, и другим образом (...). Сблизив явления, мы представим их в новом порядке, в новом свете" (письмо к И. В. Киреевскому от июля 1831 г.).
В русле этих идей и может быть рассмотрена повесть "Перстень", с воплощенной в ней попыткой объединить чудесное и обыденное, картины быта и раскрытие внутреннего мира героев, авторскую тенденцию и истину характеров и положений.
В научной литературе не раз высказывалась мысль о том, что в процессе создания беллетристического опыта Баратынского роль импульса сыграло знакомство автора с "Повестями Белкина", произошедшее в начале декабря 1830 г. Как и у Пушкина, в повести Баратынского необыкновенные характеры и ситуации погружаются в течение повседневности. Как и у Пушкина, активную смыслообразующую роль играет литературный фон произведения. Подобно тому, как это происходит в "Метели" или "Барышне- крестьянке", герой "Перстня" воспринимает свою жизнь сквозь призму традиционных литературных ситуаций, и этот взгляд приходит в соприкосновение с реальностью...
Мне всегда хотелось представить, что игрушки на новогодней елке умеют оживать. Ну, конечно, делают они это только тогда, когда их никто не видит. Представьте, что в новогоднюю ночь игрушки переговариваются между собой.
Люди все уже спят и не могут их подслушать. В комнате темно, только мигают разноцветные огоньки елочной гирлянды. А старые и новые игрушки рассказывают друг другу о своей жизни.
У каждой игрушки своя история. Новенький серебристый Дед Мороз сделан в Китае. У него даже глаза узкие какие-то. А с этих елочных шаров мама сдувает пылинки. Они стеклянные и стоят дорого. Их сделали здесь неподалеку, на местной фабрике игрушек. Эти шары красные, голубые, зеленые, малиновые, фиолетовые, с золотистыми узорами, как будто от мороза.
Гномика с белой бородой привезла из Германии тетя. А вот советская красная звезда, которую нужно цеплять на верхушку ели. А это самая старинная игрушка на елке – петушок. Он совсем неяркий, не блестит, но я его очень люблю и страшно боюсь разбить. Он крепится к веткам старомодной железной прищепкой на ножках. Сейчас таких креплений уже не делают.
Я представляю, как ночами игрушки делятся рассказами о своей жизни. Вот бы хоть раз их послушать, ведь они говорят много интересного. Кто где сделан, кто какие страны видел, кто какие времена застал. Когда никто не слышит, игрушки шепчутся друг с другом и рассказывают