Рассмотрим примеры из произведений о Великой Отечественной войне. В повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» старшина Васков и пять девушек под его командованием проявляют в экстремальных ситуациях чудеса храбрости, но никогда не изменяют чести и справедливости, ведь на кону в этой войне – не только их жизни, но судьба их близких, друзей, всей страны!
Повесть «Тарас Бульба» была написана в XIX веке и повторяла некоторые исторические события. В образе главного героя были представлены самые доблестные качества, присущие истинному казаку. По некоторым данным, изображая этого героя, Н. В. Гоголь использовал реальных казацких атаманов и факты из их жизни. Вся жизнь Тараса Бульбы связана с Запорожской Сечью и вольными казаками, для которых защита родины являлась главной целью. Они не представляли свою жизнь без отстаивания родной земли и православной веры. И главный герой пьесы – не исключение.
Сразу после возвращения сыновей из Киевской академии он решает приобщить их к такой казачьей жизни и сделать из них истинных казаков. По его мнению, одного столичного образования недостаточно для выживания в жизни. Нужна более действенная школа жизни и ее они найдут в Запорожье. Сам он бывалый казак и умелый воин в чине полковника. Его уважают и чтят товарищи за отвагу, преданность и силу воли. Его мечта увидеть те же качества в своих сыновьях. Он хочет всем товарищам показать, каких удалых сыновей он вырастил. Его откровенно радует, когда старший сын Остап на его насмешки по поводу их столичного вида бросается в бой. Для него это показатель смелости, горячности и умения постоять за себя.
Наиболее ярко характер Тараса Бульбы показан в конфликте с его младшим сыном – Андрием. Когда он узнает, что его сын ушел на сторону поляков, его не волнуют мотивы этого поступка, он ни минуты не думая, убивает его. Он не может смириться с тем, что его сын предатель. Не утешает даже то, что молодой человек поступил так ради большой и чистой любви. Для Тараса Бульбы это самая худшая форма предательства: уйти из собственного отряда, а затем выйти в бой на стороне противника. Таким поступком Андрий не только предал брата и отца, но и все казачество, и свою отчизну. Главный герой так и не смог оправится от этой трагедии. Однако сила характера и осознание правды того великого дела, которому он служил, заставили его убить собственного сына.
Крепость характера и нескрываемая отвага проявились по отношению и к старшему сыну. Когда Остапа пленили и отвезли в Варшаву, он, будучи израненным, нашел способ переправиться к месту казни в надежде спасти верного сына и настоящего воина. Старший сын Тараса Бульбы был, как и отец преисполнен веры в правое дело и силы воли. Он ни звука не издал во время казни, лишь поинтересовался, здесь ли его отец. Тарас Бульба, зная, что его, возможно, схватят и убьют, крикнул через всю толпу, что он здесь и слышит сына. За ним тут же погнались ляхи, но и его след простыл.
В образе Тараса Бульбы воплощен сам народ. Он всю жизнь боролся за правду, за родину и за православную веру. В этой борьбе не было места эгоизму, личным интересам и даже мыслям о семье. Даже жена его видела крайне редко, потому что он считал себя вольным казаком и все время отдавал службе народу. В своих сыновьях изо всех сил старался взрастить такой же патриотический дух. И даже умер Тарас Бульба с честью, как настоящий народный герой, перед смертью успев помочь товарищам бежать.
Нигилист Базаров и любовь - вещи несовместимые. Но вдруг в его жизни появляется Одинцова. Уже после бала он понял, "что тут что-то не ладно". А после первых минут более близкого знакомства с Одинцовой он был околдован её красотой и умом. Анна Сергеевна была настолько умна, чтобы Базарову было интересно с ней общаться, и настолько красива, чтобы понравиться ему. Когда одному человеку интересно с другим, когда тот ему нравится, возникает любовь. Это и начало происходить с ним: он стал вдруг многословен, "старался занять свою собеседницу". Когда друзья после этой встречи возвращались домой, Евгений, всё ещё пытаясь выйти из-под власти Одинцовой, уже признаёт её красоту и опережает желание Аркадия поехать в Никольское. Вскоре Базаров понял, что влюбился. И изо всех сил старался искоренить в себе это рыцарское "чувство, которое его мучило и бесило и от которого он отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь хоть отдалённо намекнул ему на возможность того, что в нём происходило". Евгений боролся с самим собою: он "высказывал равнодушие ко всему романтическому", но "с негодованием сознавал романтика в самом себе". Он бранил "вполголоса и её, и себя" за происходившее между ними, но в его голове то и дело возникал образ Одинцовой. Он говорил, что надо было посадить "в жёлтый дом Тоггенберга со всеми миннезингерами и трубадурами", но спустя несколько дней сам принял участие в рыцарском турнире, сразившись на дуэли с Павлом Петровичем. Причиной всем страданиям Базарова был сам нигилист, его вульгарно-материалистический подход к жизни противоречил тому прекрасному чувству, которое возникло вдруг у него в душе. Евгений с бешенством понимал, что человек и лягушка не одно и то же, что, несмотря на анатомию глаза, существует загадочный взгляд, что нашёлся человек сильнее него, и, значит, он не бог, ему-то горшки обжигать и следует. Ночь, проведённая Евгением у Одинцовой, показала его неспособность открыть свою душу и выпустить на волю своё чувство, это, как он сам говорит, не по его части. Действительно, может ли такой материальный человек как Базаров позволить себе такую непростительную роскошь, как любовь, да он лучше будет мучить и терзать себя, но ни за что не позволит себе это. Логической кульминацией отношений между ним и Одинцовой стало всё-таки сделанное им объяснение. Но как он его сделал! Это было не страстное признание истинно любящего человека, который уже жить не может без неё. Это было гневное и безумное обвинение Одинцовой за то, что она своей красотою и умом заставила Базарова полюбить её. В тот момент в душе у него было не лёгкое "трепетание юношеской робости", а "страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей". Евгений, прожив всю жизнь нигилистом и издеваясь над влюблённостями Аркадия, настолько изуродовал свою душу, что сам уже не был способен не только на глубокое, сильное, красивое чувство, но и на хоть какую-нибудь любовь, кроме этой злобной страсти. Спустя некоторое время произошла новая встреча Одинцовой и Базарова. "Оба уже не первой молодости", "оба умны". Одинцова заметно постарела и с приездом Аркадия "опять попала в свою колею, свою настоящую роль, роль тётки, наставницы, матери". Базаров "давно опомнился" и хотел доказать себе и Аркадию, что "любовь.. . ведь это чувство напускное". Но, несмотря на его внешнее охлаждение к Одинцовой, его всё равно тянуло к ней, и поэтому Базарову пришлось смириться с ролью отца, н