Одним из самых известных романов шотландского писателя и приключенческий роман «Айвенго», в котором В. Скотт освещает события, происходивших при участии короля Ричарда Львиное Сердце в крестовом походе. На страницах романа талантливо изображены все слои Англии времен средневековья: и саксонская знать, и рыцари, и духовенство, и крестьяне, и йомены-разбойники, и богатой еврей Исаак со своей дочерью Ребеккой, и сам король Ричард Львиное Сердце.Но все же писатель предпочитает персонажам из простого народа, потому что понимает, что не было бы никаких походов и никаких благородных поступков главных героев романа, если бы не поддержка их подчиненных, их товарищей по оружию.
Эпоха раннего средневековья изображена в романе во всей ее суровости. Замки знати превращались в лагеря разбойников, свирепствовала инквизиция, а крестьяне были бесправны и доведены до края своим убожеством. Они говорили: «У нас осталось лишь только воздух, которым мы дышим, да и его у нас не отняли только потому, что иначе мы не были бы способны выполнить работу, которую навалили на наши плечи …». Уже с первых страниц романа Вальтер Скотт подчеркивает разительный контраст между природной красотой Англии того времени и условиями жизни простого народа. Следовательно, этот захватывающий приключенческий роман помогает узнать много интересных исторических фактов о древней Англии, понять и почувствовать историю.Писатель утверждает мысль о том, что существует необходимость объединить страну, подчинив ее сильном и справедливом королю.
XVIII век — век классицизма. Державин пришёл в литературу в последней четверти этого столетия но в своём творчестве основных положений классицизма он не поддерживался.он допускает смешение стилей (и восхваления, и сатирические зарисовки) Державин не только восхваляет монархов, порицает вельмож, но и делает предметом своей поэзии жизнь обыкновенного человека.Державин ищет идеал человека, выражает надежду, что идеалом может стать человек.
Глава «Вожатый» очень важна для понимания всего романа «Капитанская дочка». Здесь Гринёв впервые видит Пугачёва, правда, пока не подозревая, кто он такой. Эта встреча во многом изменила жизнь Петра Андреевича. Обратимся к событиям второй главы романа.
Гринёв и Савельич едут в Белогорскую крепость. Начинается буран. Герои в опасности: непогода застала их в степи, дороги они не знают, а значит, рискуют заблудиться и даже погибнуть.
На помощь неожиданно приходит неизвестный мужик, который указывает путь. Приглядевшись к своему спасителю на постоялом дворе, Гринёв отмечает в его поведении некоторую странность: речь его изобилует народными поговорками, с мужиками он говорит загадками.
По пути на постоялый двор Пётр видит сон, значение которого понял только спустя время. Ему снится больной отец, образ которого вдруг меняется на чернобородого страшного мужика, в портрете которого угадываются черты нового знакомого.
Пугачёв стал для Гринёва вожатым. Он не только указал главному герою дорогу к постоялому двору, но и помог ему разобраться в жизни, научиться вести себя в соответствии с законами чести. Это видно из последующих событий романа.
Пётр – офицер, присягавший императрице. И он верен своему долгу, поэтому отказывается переходить на сторону Пугачёва. Предводитель народной войны ценит такое благородство, а потому проявляет великодушие сам, сохраняя Гринёву жизнь. А Пётр прислушивается к мудрым речам Пугачёва, взрослея духовно.
И то и другое. Печорин энергичный, умный человек, но он не может найти применения своему уму, своим знаниям. Печорин- жестокий и равнодушный эгоист, потому что он причиняет несчастье всем, и он сам понимает это делая не по своей воле. Белинский говорил что он "страдающий эгоист" он обвиняет себя за свои поступки, он осознает свои действия, и ничего не приносит ему удовлетворение, а лишь разочарование в жизни. Виной всему то общество, в котором появлялись талантливые люди, но не могли проявить свои способности, обратить свою энергию на добрые и нужные дела.
Над хатою Стельмахів часто пролітали лебеді, і від їх лету чути було звук, схожий на звук далеких дзвонів. Дід говорив, що так співають лебедині крила. Від споглядання перельоту лебедів хлопчику ставало на серці і радісно, і сумно. Хотілося, щоб вони ніколи не відлітали. Він сидів і мріяв, що якщо би був чародієм, то зробив би так, щоб лебеді завжди були тут.
І сталося диво: ніби читаючи думки малого мрійника, лебеді знову з'явилися в піднебессі. Довго хлопчик дивиться їм услід, а дід каже: "Оті принесли нам лебеді на крилах життя". Хлопчику дивно, а дід продовжує далі: "Еге ж: і весну, і життя". Він розповідає малому, що навесні сонце відімкне своїми ключами землю, а ключі ті золоті. Дитині стає страшно — а що як сонце загубить свої ключі?
Все це викликає у діда сміх. "Він дуже гарно сміється, хапаючись руками за тин, ворота, ріжок хати чи дерево, а коли немає якоїсь підпірки, тоді нею стає його присохлий живіт. В таку хвилину вся дідова постать перехитується, карлючки вусів одстовбурчуються, з рота вириваються клекіт і "ох, рятуйте мою душу", з одежі осипається дерев'яний пилок, а з очей так бризкають сльози, що хоч горня підставляй під них".
Потім дід заспокоюється й пояснює хлопчикові, що лебеді полетіли "на тихі води, на ясні зорі". І знову хлопчик задумується, але вже про ті краї, де тихі води і прихилені до них зорі.
Та вже треба йти до хати, а то мати буде сварити за те, що вискочив босоніж, і називати махометом, вариводою, лоботрясом. Вже ж було таке, коли по першому лідку вискочив на ковзанку з материними ночовками. "Ніхто й не здивувався, що я притирився з такою снастю, бо на чому тільки тут не каталися: одні на санчатах, другі на грамаках, треті на шматкові жерсті, четверті умудрилися замість ковзанів осідлати притерті худоб'ячі кістки".