Я ЛЮБЛЮ ВЕСНУ. ЛЮБЛЮ ЗАПАХ ЦВЕТОВ, НАПУХШИЕ ПОЧКИ НА ДЕРЕВЬЯХ, ТЁПЛЫЕ ВЕСЕННИЕ ЛУЖИ, ВЕСЁЛОЕ ЧЕРИКАНЬЕ ВОРОБЬЁВ. ВЕСНОЙ ПРИРОДА ВЫГЛЯДИТ УМЫТОЙ КРАСАВИЦЕЙ, КОТОРАЯ ПРИХОРАШИВАЕТСЯ У ЗЕРКАЛА. А ЗЕРКАЛО-ГОЛУБЫЕ НЕБЕСА, ПО КОТОРЫМ БЕГУТ БЕЛЫЕ ПУШИНКИ ОБЛАКОВ.
Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе взглядов А. С. Пушкина. Он считал, что чистота нравов народа основана именно «на уважении к личной чести гражданина» .
От воспитания, от примера близких людей зависит какой путь выберет человек.
Владимир понимает, что жизнь его сломана: «Все кончено. » Его мучит, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его, но он еще не решил, что делать» . Владимир пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского. Опомнившись, он, видимо, принял окончательное решение: «положил письма в карман, взял свечку и вышел из кабинета» . Эти мысли были самым ценным и дорогим для него, это единственное, что он взял с собой и спас от огня.
Крестьяне присоединились к Дубровкому, потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым) , а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит «слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора… » Оскорбление, нанесенное их господину, крестьяне воспринимали, как собственное оскорбление.
Чувства оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, месть за отца заставили Дубровского стать разбойником. Дубровским двигало желание возмездия за несправедливость и жестокость, с какой он был лишен всего: семьи, состояния, карьеры, родного дома. Дубровский не призывал крепостных следовать за ним, но люди сказали: «Отец, наш, кормилец, умрем, не оставим тебя, идем с тобою» . Владимир назначил местом встречи Кистеневскую рощу и уехал. Таким образом, он взял на себя ответственность за людей, преданных ему. Таким образом, образовалась шайка разбойников.
Став разбойником, Владимир Андреевич остается справедливым человеком.
Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха? Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всем желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности ценится меньше достоинства знатности рода. По своим стремлениям Дубровский очень далек от подлинного вождя крестьянского восстания. Он не был последовательным защитником крестьянских интересов. Основное чувство, руководившее им, - чувство оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, любовь к Маше.
Изображая русское барство, поэт с беспощадной правдивостью показал, как несправедлив крепостной строй, как Троекуровы и им подобные издевались над подвластными им крестьянами, как в угоду тщеславию и самодурству расправлялись они с людьми. Поэт правдиво рассказал о том, как крепостной барский строй воспитывал в людях отвратительные черты характера: угодливость, подхалимство, мошенничество, рабскую трусость. Правдиво изобразив быт и нравы крепостников, Пушкин тем самым сурово осудил дворянский крепостной строй жизни. В образах Дубровских Пушкин смело выступил на защиту чести, справедливости, человеческого достоинства.
Рядом с помещиками и чиновниками Пушкин показал русских крестьян, их ум и сердечность, их ненависть к богатому барству. Доведенные до отчаяния жестокостью и хищничеством Троекурова и его слуг, крестьяне Дубровского смело вступают в борьбу со своими врагами. Беспощадное осуждение «дикого» барства, защита человеческой чести и достоинства, глубокая любовь Пушкина к родному народу и сочувствие его страданиям и составляют идейный смысл повести «Дубровский".
От времени создания трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» прошло не одно столетие, но до этого времени зрители волнуются, следя за судьбой влюбленных из Вероны, а актеры, которые получили роль в трагедии, воспринимают это как ярчайший событие в своей творческой жизни. «Ромео и Джульетта» (1595) принадлежит к первому этапу творчества выдающегося драматурга, когда писатель создает в основному лирические комедии. В двух же трагедиях (вторая, кроме названной,- «Юлий Цезарь»), несмотря на большое количество пасмурных сцен, побеждает все же светлая основа, победу празднуют честь и справедливость.
<span>Главные герои «Ромео и Джульетты» молодые, чистые сердцем, живут ощущением огромной радости бытия, а потом - безграничного счастливого чувства. Оптимизм автора в этот период его творчества оказывается более сильным за человеконенавистничество и корыстолюбие. Основной леймотив трагедии - развенчание мира феодальных отношений, вражеских человеку, таких, что искажают ее естественные чувства. Вражда вельможных родин Монтекки и Капулетти, от которой страдает вся Верона, так как она разъяряет жителей города, делает общую жизнь невыносимым. Кроме того, эта вражда представляет собой фикцию защиты родственной чести, которую словно защищают оба лагеря. Эта вражда - пережиток давнего, тем не менее оно еще имеет силу и способно мешать утверждению новой морали, нового порядка. </span>
<span>Таким образом, в трагедии сталкиваются две общественно-моральных силы: дух феодальной жестокости и мести и принципы любви, гармонии грядущей эпохи Возрождения. Но прежде всего «Ромео и Джульетта» - виднейший гимн любви. Юноша и девушка из враждующих родин полюбили одно одного. Их любовь - не только страстное чувство, которое не признает никаких препятствий, но и чувство, которые бесконечно обогащает душу. Шекспир очень поэтически показывает рождение и развитие этого высокого чувства. Вот Ромео видит Джульетту на балле, и ее красота поразила юноши: </span>
<span>* Ее сиянье факелы затмило. </span>
<span>* Она подобна яркому берилу </span>
<span>* В ушах арапки… </span>
<span>* Любил ли я хоть раз к этих пор? </span>
<span>* В нет! это были ложные богини, </span>
<span>* Я истинной красы не знал доныне! </span>
<span>Ночная сцена в саду, когда Джульетта, сидя возле окна, виднеется о Ромео, а он стоя внизу, слышит ее признание, и их следующая беседа, во время которой они объяснились,- тяжело найти в мировой литературе эпизоды, которые равняют этому за силой выявления чувств. Любовь превращает героев. Некогда не извинил бы прежний Ромео напыщенному Тибальду грубость. Любящий Ромео становится терпеливом. Любовь делает его здравомыслящим и по-своему мудрым. Только когда Тибальд набросается на добродушного Меркуцио, Ромео берется за оружие. Джульетта младенчески непосредственная и откровенная. Ее чувства еще дремлют. Полюбив Ромео, она начинает лучше знать толк в человеческих взаимоотношениях - лучше, чем ее родители, которые желают видеть женихом Джульетты вельможного Париса. Ведь еще некоторое время тома она была готова присмотреться к Париса. И, возможно, если бы не произошла встреча из Ромео на балле, состоялся бы еще один брак, довольно счастливый. Но Джульетта признает за лучше умереть, чем вступить в брак с нелюбимым. Девушка первой начинает разговор о бракосочетании, в ее словах, обращенных к избраннику, ощущается душевная зрелость и достоинство любящей женщины. То, что Джульетты лишь тринадцать лет, еще раз доказывает: большие чувства доступные и юным душам. «Любви все возрасты покорны»,- скажет об этом позднее гениальный русский поэт. Преданность любимому, вера в Ромео, решительность, гордое осознание собственной правоты - все это делает ее ярчайший символом прекраснейший человеческого чувства. Герои бороться за право свободного выбора в любви, однако они окружены слепой и ненавистной враждой. Девушка гибнет, едва лишь испытав счастье любви, о которой мечтала и которое взлелеяла в своем сердце. Без Ромео жизнь теряет смысл, так как дважды любить невозможно… </span>
<span>Любовь Ромео и Джульетты - неудержимое, чистое и героическое - длится лишь несколько дней и противостоит давним взглядам и отношениям средневековой окоченелости, под властью которой находятся Капулетти и Монтекки. Это настоящий бой за свободную жизнь и права человека. Трагическая гибель детей примирила в конце концов враждующие семьи, но какой ценой! Своей смертью влюбленные словно покупают победу нового жизненного принципа - принципа мира, дружбы, любовь. Горе потери принуждает Монтекки и Капулетти понять, что бессмысленной враждой они уничтожили собственное будущее. Так было и так будет всегда, пока живое человек.</span>