Пимен завещает продолжить летописание иноку Григорию Отрепьеву, который оказывается не способным это сделать, охваченный «бесовским мечтаньем» . Во-вторых, Пимен заканчивает свое «сказание» эпизодом убийства царевича Феодора, сына Ивана Грозного :Сей повестью печальной заключу Я летопись мою; с тех пор я мало Вникал в дела мирские. Таким образом, дело Пимена как бы продолжает сам создатель трагедии. Автор занимает позицию летописца: он начинает повествование с того исторического момента, на котором остановился Пимен ; он избирает следствие «ужасного злодейства» - нечистую совесть Бориса Годунова - одной из основных духовных причин бедствий царя и его царства. Пимен - полноценный художественный образ, содержательной доминантой которого является устремленность к Богу. В этом плане с Пименом сопоставим только Патриарх, но в речах и поступках Патриарха много мирского, идущего от озабоченности делами государства, тогда как Пимен - в своей устремленности к вечному - величественно спокоен. Внешность Пимена изображена в свете любовного взгляда Григория: «Как я люблю его спокойный вид» , «смиренный, величавый». Пипен вспоминает царя Ивана Грозного в моменты его раскаяния, задумчивости, тихой беседы, когда царь давал обет: «Прииду к вам, преступник окаянный» , а монахи молились за него. Пимен - монах, летописец - высшая нравственная и праведная высота, с которой автор обозревает остальных персонажей, их действия, поступки, мотивы поведения. «Пушкин уразумел своим русским чутьем, что здесь запечатлена от века лучшая часть нашей народной души, видавшей в монашестве высший идеал духовно-религиозной жизни. Ее неутомимая тоска по горнему отечеству находила отклик в его собственном сердце, звавшем его туда, »в заоблачную келью, в соседство Бога Самого «» (Анастасий 1996: 81). В этих определениях выразилось стремление Пушкина отразить типичные, любимые им свойства русских монахов-летописцев. «Характер Пимена , -писал Пушкин, - не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, можно сказать, набожное, к власти царя, данной им Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия… » (Рукою Пушкина 1935: 745). Вспоминая Ивана Грозного, Пимен говорит: А мы в слезах молились, Да ниспошлет Господь любовь и мир Его душе страдающей и бурной. Пушкин выражает православную точку зрения на отношение власти к народу, понимая духовную основу этого отношения: не закон, но благодать. Нравственную чистоту должен нести православный царь своим подданным. «Наука, литература, благотворительность, школьное просвещение, а в особенности христианская убежденность и одушевленное Православие — вот те посредства, чрез которые истинный общественный деятель, истинный любитель народа сообщает нравственные силы своего духа общественному быту» (Антоний 1996: 143).Учитывая единство и цельность изображаемой исторической действительности и своеобразие пушкинского мировосприятия, необходимо отметить, что народ — это все, кто изображен в произведении: это люди одной национальности, одной православной веры, одного общего греха. В пределах этой цельности идет разделение на царя, царедворцев, Патриарха, Пимена, Самозванца - и собственно простой народ. Последний также представлен разделенным, во-первых, на народ помыкаемый и управляемый (массовые сцены) и народ в его индивидуальности и его трудовой определенности (бедные монахи, стрельцы, хозяйка корчмы) . Пимен своим трудом обращается к потомкам именно православных, сам он — православный монах, пишущий летопись православного царства и православного народа. К русскому православному читателю обращается и Пушкин. В этих словах Пимена есть еще один смысл: «потомки» мыслятся не как нечто «иное» , отдельное от ныне живущих, но как люди, единые с живущими в вере, в отношении к царю и родной земле. В мировосприятии Пимена воплощена основная идея — идея единства православия, самодержавия и народа. Ну наверное это слишком много можете сократить)
Остап- старший сын Тараса Бульбы. Он вместе с младшим братом окончил Киевскую академию. Остапу знания давались с трудом, только под угрозой отца остался он в академии. Вскоре Остап стал одним из лучших в академии. Всегда считался хорошим товарищем и его за это единодружно любили. С равными был прямодушен. Имел в сердце доброту и был тронут слезами бедной матери. После окончания учёбы Остап с братом приехали домой. Оба молоды и красивы, отправились с отцом в Запорожскую Сечь. Остап всё время думал о сражениях, мечтал о ратных подвигах, хотел ни в чем не уступать своему прославленному в битвах отцу. В свои 22 года он был поразительно холоднокровен, всегда трезво мог оценить опасность. Остап ни разу не растерялся, не смутился в бою. Крепостью дышало тело молодого казака, а рыцарские качества приобрели силу льва. Казаки быстро оценили силу, смелость, ловкость, отвагу в бою. Даже Тарас Бульба поговаривал, что со временем из Остапа будет добрый полковник. Остап остался до конца жизни, верен своей отчизне, своему дому. Даже в плену, когда его подвергали страшным мукам ,он не сказал ни слово, ни крика, ни стона не вырвалось из его истерзанной груди. Он умер, как верный сын своей Родины.
Этот рассказ учит нас многому. Во-первых, мы видим людей того времени. Они смеются , когда человек падает, хотя могли бы и помочь. Здесь показан человек со всеми его пороками, но главное - нужно быть самим собой, не быть похожим на злых людей.
Роман М.Ю. Лермонтова
"Герой нашего времени" является культовым романом того времени,
выражающим типичные образы молодежи XIX века.
само название романа говорит нам об образе, "составленном из пороков
всего поколения, в полном их развитии" - как писал сам Лермонтов. Таким
героям, как Печорин, состариться не дано. Задыхаясь от тоски, они ищут
случайной смерти. "Может быть, я хочу быть убит..." - говорит Печорин
доктору Вернеру. И это не какая-нибудь эффектная фраза. Печорин грезил о
смерти, пытаясь заглушить душевные чувства. Везде он ищет конца, не
заботясь о том, каким будет этот конец и чем ему придется за него
заплатить.
В "герое нашего времени" автор выделяет из толпы одного и, рассказывая о
нем, дает психологический портрет всей толпы разобщенных одиночек, не
имеющих ничего общего между собой, ничем не связанных друг с другом.
Лермонтов в своем романе раскрывает смысл пороков своего поколения,
заставляет их глубинно изучить, глядя с нескольких сторон.
В образе главного героя Лермонтов ярко показывает героя своего времени и
чем он отличается от предыдущих эпох Чацкого и Онегина. Печорин -
талантливый молодой человек, который по вине жестокого режима и
непонимающего его общества не может реализовать свои способности. Это
человек без выбора, он действует по приказам, которым вынужден
подчиняться.
Сам Лермонтов говорил о Печорине как "о прям возражении против Онегина".
Печорин - современный человек, страдающий уже не от душевной пустоты,
не от своего собственного характера, а от невозможности найти применение
себе и своим силам и страстям. Он неординарная личность со страдающим
характером; глубоко разочарован жизнью. Эта неординарность
подчеркивается в сравнении Печорина с Грушницким - более сниженной
пародией на главного героя.
таким образом, Лермонтов делает вывод: герой нашего времени - это
представитель потерянного поколения, которого томит неинтересная жизнь,
который не может оказаться в нужном положении среди общества, которое
его окружает; не может оказаться нужным в этом мире.
По моему мнению, Лермонтов старался увильнуть за творчеством А.С.Пушкина
и А.С.Грибоедова. Он так же старается показать нам, читателям, образ
более позднего молодого человека, нежели герои "Онегина" и "Горя от
ума". В сравнении с этими персонажами Печорин уже решительнее; действует
смело, боясь скуки. Он жесток по своей воле, а не по воле судьбы, как
Чацкий и Онегин. Вообще, трудно говорить о Печорине, т.к. мы узнаем его
лишь по дневнику. Пусть он и откровенен, в нем слишком много
незаконченных мыслей. Но все же видно, что солнце Печорину светило куда
больше, чем Чацкому и Онегину. Он красив, принят обществом. но герою
Лермонтова это не нужно. Он пользуется людьми ради собственной прихоти
познать этот мир. Если не погиб бы он так рано, то загубил бы еще не
одну Бэллу, застрелил бы еще парочку Грушницких. И на фоне жизни
Печорина трагедии Чацкого и Онегина кажутся проблемами молодости. Они
еще найдут "ту единственную", найдут себе место в жизни. Что уж говорить
о Печорине (или герое времени Лермонтова вообще), то его проблема куда
более серьезнее и ничего хорошего не сулит