<span>Іс-әрекеттің атқарушысы, қимыл иесі арнайы айтылмай, қимыл өздігінен істелетіндігі көрінеді де, -ыл, -іл, -л, түбірдің ішінде л дыбысы болса -ын, -ін, -н жұрнақтары арқылы жасалатын етіс түрі ырықсыз етіс деп аталады. Ырықсыз етіс тек сабақты етістіктен жасалады, өзі жалғанған сабақты етістікті салт етістікке айналдырады: сөз айт-ылды, уәде бер-іл-ді, шарт жаса-л-ды, үй таза-ла-н-ды, қамал ал-ын-ды, үй сал-ын-ды т. б. </span>
Аселдын анасы - Азиза. (Дара аныктауыш Аселдын)
Аулада адемы гулдер осып тур.(адемы дара анык)
Менын отаным- Казакстан.( менын дара анык)
Адал адамнын ысы тауыр болады(адал адамнын курделы анык)
Менын сулу женгем бар.(менын сулу курделы анык)
Балалы уйдын берекесы мол.(балалы уйдын курделы анык)
Онеры бар адам орге жузеды.(онеры бар уйырлы анык)
Тамакка тойган Арман сабакка кырысты.(тамакка тойган уйырлы анык)
Отаны жок адам- бейшара адам.(Отаны жок уйырлы анык)
Сабақты етістік:шаңды,тазалығын,оттегін,тазалығын
Салт етістік:адамға,жағалауында,мөлшерде,
В казахской национальной кухне, как в зеркале, отразилась душа народа, его история, обычаи и традиции.
С давних пор наиболее отличительной чертой казахского народа было гостеприимство. Дорогого гостя радушно встречали, усаживали на самое почетное место, угощали лучшим, что было в доме.
<span>В первую очередь гостю подавали кумыс, шубат или айран, затем - чай с молоком или сливками, баурсаками, изюмом, иримшиком, куртом. Затем следовали закуски из конины или баранины - казы, шужук, жал, жая, сур-ет, карта, кабырга. На любом столе обязательно были лепешки из пшеничной муки. </span>
Украшением любого дастархана и наиболее излюбленным блюдом у казахов всегда считалось мясо по-казахски.
Отварное мясо обячно подава-лось большими неразделанными кусками. Хозяин резал мясо, угощая каждого гостя лакомыми кусочками: тазовые кости и голень отдавал почетным старикам, грудинку - зятю или невестке, шейный позвонок - девушкам и т.д.
<span>Самому почетному гостю хозяин преподносил приготовленную особым способом голову барана. Гость должен был разделить голову между присутсвующими, соблюдая определенный ритуал, в котором сказывался древний обычай уважительного отношения к гостям, старикам, детям, близким и дальним родственникам. </span>
<span>Ароматное мясо едят с тонко раскатанными и отваренными кусочками теста. Прекрасным дополнением к блюду служит насыщенный ароматный мясной бульон - сорпа, который подается обычно в пиалах. В конце трапезы подают кумыс, за которым вновь следует чай. </span>
<span>В наше время застолье во многом изменило формы, но не утратило древних законов гостеприимства. Напротив, границы его раздвинулись: за сегодняшним дастарханом собираются не только казахи, но и многочисленные гости, живущие в большой многонациональной республике - русские, татары, украинцы, узбеки, немцы, уйгуры, дунгане, корейцы... </span>
<span>Прожив рядом с казахами не одно десятилетие, делясь с ними горем, хлебом и радостью, братские народы не могли не оказать влияние на кули-нарное мастерство, быт и культуру казахского народа, заимствовав одновременно лучшие из его культуры и быта. </span>
<span>Современная казахская кухня включает в себя не только традиционные казахские блюда, но и полюбившиеся блюда узбекской, уйгурской, русской, татарской, корейской и других кухонь. Именно поэтому в современной казахской кулинарии при сохранении чисто национальных черт нетрудно заметить интернациональные черточки. </span>
<span>Во многом изменился набор продуктов, из которых сегодня готовится пища. </span>
<span>Если за многовековую историю казахский народ накопил огромный опыт обработки и приготовления мясной и кисломолочной продукции, то современная жизнь пополнила этот ассортимент блюдами из овощей, фруктов, рыбы, морских продуктов, печеными, мучными изделиями и сладостями. </span>
<span>И все-таки наиболее популярным продуктом в казахской национальной кухне было и остается мясо. </span>
<span>Мясо - основа большинства блюд, именно мясные продукты украшают любой дастархан, по обилию мясных блюд судят о богатстве и разнообразии праздничного стола. </span>
1. Как можно назвать стихотворение? Почему? Кто автор?
2. Какая дается информация о домбре?
3. «Нет лучшей летописи как он, нет такого мудреца» - о каком качестве домбры говорится?
4. Согласны ли вы с мнением «Он разговорит немого, доведет до слез глухого»?
5. Как вы понимаете строки «Настоящий казах - не казах, настоящий казах - домбра!»