Троекуров не хотел обижать своего давнего друга, но прочитав письмо (которое было написано весьма не прилично по понятием этикета того времени), но оно рассердила Троекурова не странным слогом и расположением, а своей сущностью! Троекуров был сильно самолюбив что бы позволить высказывать ему то, что было сдержанно в письме! Я полагаю так;)
(1)Откуда взялась человеческая совесть? (2)Если исходить из предположения, что в борьбе за существование более совестливые побеждают менее совестливых, подобно тому, как сильные животные побеждают слабых, мы упремся в тупик.
(З)Практика нашей сегодняшней жизни показывает, что, как правило, именно бессовестные побеждают совестливых. (4)Бессовестность нападает коварно и неожиданно, а совесть не готова к нападению — ведь она прежде всего сторожит не врага, а нас самих. (5)Если бы совесть имела земное происхождение, она давно вымерла бы, как динозавр. (6)И, тем не менее, она продолжает жить как высшее свойство человеческой души.
(7)Разного рода политические злодеи пытались доказать, что совесть всего лишь архаический предрассудок, что она имеет классовый или расовый характер. (8)Народы, принявшие подобные учения, освобождались от тормозов совести, приобретали динамическую силу и сравнительно легко завоевывали другие народы. (9)Но в конце концов их победоносные империи неизменно разваливались. (Ю)Думаю, совесть порабощенных народов к этому времени успевала проснуться и возмутиться. (11)А человек с возмущенной совестью становится сильнее негодяя.
(12)Представим, что Гитлер утвердив в Германии бессовестное государство, на этом остановился бы, и тогда нет причин отрицать, что это государство дожило бы до наших дней. (13)Но дело в том, что бессовестность не знает границ, не знает, где остановиться.
(14) Практически все современные развитые государства более или менее стабильно существуют, потому что они себя считают совестливыми, да, в общем-то, и стараются быть совестливыми.
(15) 3ависит ли совесть человека от степени его цивилизованности? (16)Вряд ли. (17)Я встречал в деревнях старушек, имеющих самые дикие представления о реальном состоянии мира и при этом живущих по законам самой утонченной совести. (18)И встречал людей высокообразованных, не стеснявших себя в выборе средств.
(19)Можно ли воспитать совесть? (20)Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. (21)Если человек со слабо выраженной совестью попадает в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. (22)Поначалу он стыдится не столько бессовестного поступка, сколько оглашения его. (23)Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение со временем становится привычкой.
Поучительна тем, что учит тому, как можно сформировать характер человека, который не ожесточился, несмотря на все тяготы жизни, а научился преодолевать преграды и, извлекая уроки из всех жизненных ситуаций, идти вперёд.
1)Самой запомнившейся цитатой для читателей стала фраза Тараса, которую он сказал Андрию перед его смертью: "Я тебя породил, я тебя и убью!..”. Тарасу Бульбе пришлось не только гордиться своими отважными сыновьями, но и испытать горечь и боль из-за преступления младшего сына.
2)Главный герой всегда находил нужные слова для своих товарищей в бою, подбадривал их. Примером тому являются сказанные Тарасом слова во время страшного второго боя: "Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?". И с болью в сердце он наблюдал, как погибали его бойцы.
3)Также популярна цитата: "Терпи, казак, - атаман будешь!". Это были напутственные слова отца к своим сыновьям, в которых только начинал зарождаться воинский дух.
4)Фраза, которую сыновья услышали от Тараса Бульбы, во время их беседы: «Не слушай, сынку, матери! Она баба, она ничего не знает! … А видите эту саблю? Вот ваша матерь!» – говорит о том, что главный персонаж повести больше всего ценит свою православную родину, казацкую верность и волю.