Это былина , поэтому у неё нету однозначного автора . Её придумал народ.
О. Генри лишь в последнем абзаце как бы проясняет смысл рассказа.
Волхвы преподнесли мудрые и щедрые дары, предрекавшие величие Иисуса.
Здесь же рассказано о величайшем самоотречении, готовности ради своей любви на любые жертвы. Простая человеческая любовь, которую автор возносит на высоту мудрости волхвов, – это огромный подарок, который не купить ни за какие деньги.
О. Генри с улыбкой одобряет поступки своих героев.
В тексте есть авторское отступление: «А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей… Из всех дарителей эти двое были мудрейшими» . Способность отказаться от сокровища ради любимого, ради того, чтобы в праздник доставить ему (или ей) наибольшее удовольствие – вот смысл отношений между людьми. И чем больше жертва, тем сильнее наша любовь.
По окончании венского совета государь Александр Павлович вместе с казаком Платовым отправляется в путешествие по Европе. В последней кунсткамере император приобретает блоху, которая умеет танцевать. Вскоре Александр покидает чужие края и приезжает на Родину, где потом и умирает. Новому руководителю страны блоха нравится, но уступать в мастерстве иностранцам он не хочет. Николай Павлович посылает Платова с блохой к тульским ремесленникам. Трое тульских мастеров соглашаются помочь и запираются у косого Левши в доме. По окончании работы ремесленники наотрез отказываются выдавать казаку "секрет". Платов решает отвезти Левшу в Санкт-Петербург. Государь и его дочка замечают, что механизм в блохе почему-то перестал работать. Платов ругает Левшу, но тот рекомендует взглянуть на ножку блохи в самый мощный "мелкоскоп". Император замечает, что блоха подкована! Левша, лукаво улыбаясь, уточняет, что на каждой подкове "имя мастерово" написано и мелкие гвоздики он выковал "собственноручно". Казак извиняется за свои слова. Левшу отправляют к англичанам, чтобы блоху отвезти в подарок. Жить в Англии мастер отказывается, аргументируя это иной верой и оставшимися дома родителями. На уговоры англичан жениться, Левша отвечает резким отказом, так как не нравятся ему худые англичанки. Больше всего мастеру запоминается, как англичане следят за своими старыми ружьями на заводах. В скором времени Левша на корабле отправляется в Россию. От безделья на спор он напивается вместе со шкипером. В Питере англичанина везут в посольство, а мастера - в место, где забирают подарки, требуют документы и увозят в больницу. На следующий день английский полшкипер находит своего русского товарища. Левша просит передать несколько слов императору Николаю, англичанин же обещает помочь. Сначала он приезжает к казаку Платову, затем к коменданту Скобелеву. Скобелев посылает к мастеру врача, но тот уже "кончается" и просит сказать государю, что англичане не чистят ружья кирпичом, поэтому они и стреляют хорошо. Доктор говорит о словах тульского умельца графу Чернышеву, но тот никак не реагирует, поэтому ружья так и чистят "по-старинке". Если бы только Николай знал это, то по-другому закончилась бы война в Крыму... <span> Сейчас это уже "предания старины", но имя Левши и других русских мастеров сами ремесленники и по сей день вспоминают с любовью и гордостью.</span>