Духовно «стертой» личностью можно назвать Башмачкина, главного героя повести «Шинель», представленного писателем жертвой, не осознающей трагизма своего положения. Иронизируя над ним, Н.В. Гоголь явно выражает и сочувствие к «маленькому человеку», бесправному и униженному.
Жалким и беспомощным кажется невзрачный с виду, в свои пятьдесят с лишним лет не умеющий говорить «чиновник для письма». Акакий Акакиевич одинок, лишен всего необходимого, даже с именем ему не повезло. Ему не у кого попросить помощи, не на кого опереться. Его необычную самозабвенную «любовь» к красивым буквам и ровным строчкам, будущей шинели можно объяснить отсутствием человеческой привязанности. Несчастье, обрушившееся на Башмачкина, вмиг разрушило все его «горемычное» существование. Со стороны «значительного лица» это беззащитное пугливое существо подверглось бесчеловечному унижению.
Но каким бы малым ни представлялся жизненный статус главного героя, в отличие от бессердечных сослуживцев, унижаемый всеми чиновник обладает истинными человеческими достоинствами – душевной незлобивостью, детской кротостью характера. Омерзительными и недостойными человека кажутся насмешки над этим жалким, не умеющим постоять за себя существом. «Зачем вы меня обижаете?» — лишь один безымянный молодой человек смог почувствовать в этих словах героя повести неслышную мольбу о милосердии. Испытывает сострадание к нему и автор, правдиво показавший «всю некрасоту» человеческой души.
«Никогда не уныть духом…, а трудом…, твердостью и терпением переломить собственную судьбу», — к этому призывал в своих письмах и произведениях Гоголь еще до появления «Шинели». Не случайно поэтому человеческая трагедия Башмачкина разыгрывается писателем на комедийном фоне. Ирония автора по отношению к главному герою чувствуется уже в начале повести. Гоголь замечает, что тот «уже совершенно готовым» появился на свет. Великолепно владеющий каллиграфией, выполняющий с огромным удовольствием свою нехитрую работу Акакий Акакиевич не желает сделать даже малейшего усилия над собой, чтобы научиться чему-то новому.
Башмачкина совершенно не интересует жизнь вне его собственного, вымышленного мира букв и строчек. Указывая на это, автор сообщает, что никогда «не обратил он внимания на то, что происходит… на улице». Страдания героя повести предопределены самим укладом его существования. Он едва осознает себя в окружающей действительности до тех пор, пока внешний мир не заставил его вернуться к реальной жизни, надругался над ним.
Таким образом, не чувствующий себя личностью, видящий смысл собственной жизни исключительно в переписывании бумаг Акакий Акакиевич вызывает у Н.В. Гоголя не только сочувствие. Его обезличенность и жизненная пассивность заставляет писателя, имеющего иную жизненную позицию, подшучивать над ним.
И все-таки, какой бы незначительной и малопривлекательной ни казалась личность этого персонажа, автор видит в своем герое глубоко несчастного человека. Осуждая, жалеет его и призывает людей к милосердию.
Лучше прочитать, конечно, - поэма не такая уж и большая.
“Корсар” - характернейший пример построения романтической поэмы. За основу сюжета взят кульминационный эпизод из жизни героя, решающий его судьбу; ни его прошлое, ни дальнейшее развитие его жизни не описываются.
Герой действует в экзотической обстановке:
Наш вольный дух вьет вольный свой полет
Над радостною ширью синих вод:
Везде, где ветры пенный вал ведут, -
Владенья наши, дом наш и приют.
Вот наше царство, нет ему границ…
Действие в “Корсаре” разворачивается на островах греческого архипелага и в береговой Греции, находящейся под властью турок.
Герой окружён тайной. Его прошлое скрыто не только от глаз читателя, о нём не известно ни одному действующему лицу поэмы, кроме самого Конрада, но он хранит свою тайну.
И каждый может увидать, какой
Ужасный дан его душе покой!
Гляди, как жжет, вливая в сердце бред,
Воспоминанье ненавистных лет!
Нет, никому не увидать вовек,
Чтоб сам раскрыл все тайны человек!
Любовь играет в жизни Конрада роковую роль. Полюбив Медору, он навсегда сохраняет верность ей одной. Со смертью Медоры всякая радость жизни утрачена для Конрада, он таинственно исчезает:
Дней проходит череда,
Нет Конрада, он скрылся навсегда,
И ни один намек не возвестил,
Где он страдал, где муку схоронил!
Образ Гюльнары тоже овеян мрачной романтикой. Раз в жизни она узнала истинную любовь. С тех пор она уже не может мириться с постылой жизнью наложницы и рабы Сеида; её бунт против гнусной действительности носит действенные формы: она свершает суд над своим тираном Сеидом, убивает его и навсегда отказывается от родины, куда ей больше нет возврата.
Оба женских образа поэмы - кроткая Медора, которая вся сама преданность и обожание, и пылкая, способная ради любви пойти на преступление Гюльнар - контрастно противопоставлены друг другу.
Конрад оказывается в разных критических ситуациях, и характер его обнаруживается в действии, в столкновении с препятствиями. Ни в какой другой романтической поэме Байрона этого периода герой так не связан со своими товарищами, как в "Корсаре". Но даже в кругу своих единомышленников Конрад остается одиноким, ибо одиночество его - результат давнего недоверия к людям.
Конрад - герой свирепый и нелюдимый, дикий, управляемый своим роком, ураган, обрушивающийся на мир. О нём не знают, откуда он, куда стремиться. Он окутан тайной. Для него не существует ни раскаяния, ни отчаяния, ни искупления, то, что совершенно, не может быть уничтожено, - нельзя изгладить неизгладимое; он обретёт покой только в могиле. Он не ищет рая, он ищет отдыха. Чтобы отвлечься от самого себя он бросается в действие, в борьбу; корсар, он объявляет войну обществу: гонится за сильными ощущениями. Ждёт ли его гибель - он готов любой ценой купить избавление от скуки.
Как отметил Пушкин, современники увидели в этом образе романтическое изображение «мужа судьбы» , Наполеона, с которым Конрада роднит беспредельная власть над войсками и постоянное боевое счастье.
Душеное состояние Пушкина во 2-ом четверостишье:
<span>"Печален я: со мною друга нет"</span>
<span>Его отношение к лицейским друзьям в 3-ем четверостишье:</span>
<span><span>"Меня друзья сегодня именуют..." и т.д.</span></span>
Это очень хорошая пословица. В минуты гнева человека настолько сильно охватывает отрицательная энергия, что он на некоторое времяВо-первых, говорит лишнее. То, о чем потом пожалеет.Во-вторых, он может обидеть намного сильнее