Летопись - это запись исторических событий по годам .
Былины - это эпические песни русского народа, в которых рассказывается о подвигах богатырей . Житие - жанр церковной литературы, в котором рассказывается о жизни духовных деятелей .
<span>житие - рассказ о жизни кого-то</span>
<span>
</span>
А.Куприн "Извозчик Пётр"
Часто мы пользуемся извозчиками,привычные пути и дороги,
незатейливые разговоры,а иногда и без них,угощение "псковским бутербродом" в награду и всё,мы на месте.Не зная имён,внешности,мы видим лишь их спины,а они все одинаковы,зато нас величают по имени-отчеству,да с почтением.
Революция,смена устоев,тяжёлая жизнь,а извозчики все старые,на новых условиях.19 год,голод,болезни и среди этой разрухи "улыбка русской,невероятно светлой души".Пришла старая женщина,которую послал умирающий муж,извозчик Пётр.В знак благодарности,он прислал еду,а то вдруг "доброму барину",который никогда не обижал извозчиков, туго живётся!<span> Печеный черный хлеб, фунтов пять муки, шесть яиц и телячья лопатка -на память от Петра.Женщина от денег отказалась наотрез,только шёлковую занавеску приняла в дар.</span><span> Как легко было в России быть добрым,только мы об это не подозревали.</span>
Самодурство и деспотизм знатного барина Троекурова приводит к тому, что старый барин Андрей Гаврилович Дубровский умирает. Его имение незаконно присуждается Троекурову. С этого момента развивается конфликт, в душах крестьян Дубровского назревает бунт. Молодой Владимир Дубровский идеализирован Пушкиным. Таким он видит героя-освободителя, борца за правду и справедливость.
Дубровский становится разбойником только из-за стремления к личной мести, других причин у него нет. Главная его цель — отомстить Троекурову и всем, кто виновен в разорении и гибели отца. Но даже став на путь насилия, Дубровский не теряет чувства собственного достоинства, не изменяет своим моральным принципам. Он не собирается всю жизнь идти по этому пути, он просто не знает другого способа добиться справедливости, восстановить свои права. Это говорит лишь о том, насколько бессильной была система власти перед богатыми и властными дворянами, что существующий общественный строй не мог защитить даже обманутых дворян, не говоря уже о бесправных крепостных.
Молодой дворянин наделен чертами типичного романтического героя: умен, образован, благороден, храбр, добр, статен, красив. Его отношения с крестьянами построены на преданности и доверии. Протест крестьян против самодурства Троекурова находит отклик в сердце Дубровского. Ими движет чувство мести за смерть Андрея Гавриловича Дубровского, им ненавистны государственные чиновники, способные работать только на богатых, нечистых на руку местных "идолов".
Бунт в душе народа почти всегда выливается в реальную борьбу. Поэтому, по законам авантюрно-приключенческого жанра, народное восстание приобретает подпольный характер, неизвестная шайка благородных разбойников грабит и сжигает помещичьи усадьбы.
Владимир Дубровский влюблен в дочь своего врага, поэтому отказывается от мести Троекурову. Пушкин усугубляет конфликт свадьбой Маши Троекуровой и пожилого князя Верейского и поддержкой этого брака отцом девушки. Дубровский отчаянно пытается отвоевать свою любовь, но опаздывает. Маша обвенчана, Дубровский ранен. Последняя деталь служит сюжетным оправданием для того, чтобы война повстанцев приняла массовый характер.
А. С. Пушкин изобразил быт и нравы провинциального дворянства с идеализированными моральными и нравственными устоями старинного дворянства. Он противопоставил честность - подлости, щедрость - жадности, любовь - ненависти, сдержанность - разгулам.
<span>В романе раскрыта паразитическая сущность чиновничества, его бесполезность, трусость и извращенность. Добро и благородство, как в сказках, должно побеждать, поэтому Пушкин заканчивает роман исчезновением шайки разбойников, оставляя шанс, что, когда время придет, она опять встанет на защиту угнетенных.</span>
В поэме «Мертвые души» в большом количестве использованы лирические отступления. В них выражены глубоко личные размышления и переживания Гоголя. Лирические отступления служат своеобразным комментарием и создают определенное настроение. В некоторых случаях они как бы замедляют ход повествования, что помогает держать читателя в напряжении.
В 1-й половине произведения преобладают сатирические отступления, во второй – элегические и патетические, в которых создается приподнятое настроение; они нередко написаны ритмизированной прозой и сближаются по стилю с поэтической речью.
Автор часто использует отступления, напрямую не связанные с сюжетом, в которых, оттолкнувшись от мелкой детали, уходит далеко за пределы сюжета. Но главная тема поэмы – Россия, и все лирические отступления так или иначе развивают эту тему. Гоголевские лирические отступления служат расширению художественного пространства, созданию целостного образа Руси – от бытовых деталей, обобщений («Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, т. е. именно такая, какие бывают гостиницы в губернских городах...» ) до масштабных, наполненных философским содержанием образов (птица-тройка) .
Тема дороги – 2-я важнейшая тема «Мертвых душ» , связанная с темой России. Дорога — образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути. «Прежде, давно, в лета моей юности.. . мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту.. . Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно,. . и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! О моя совесть! »
В лирических отступлениях Гоголь раскрывается как глубоко чувствующий, эмоциональный человек, которого волнуют вопросы о роли писателя в России. Интересно рассуждение автора о разных типах писателей: «Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, …не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от нее и возвеличенные образы ...Но не таков удел и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами а чего не зрят равнодушные очи.. . Сурово его поприще, и горько почувствует он свое одиночество» . Гоголь причисляет себя именно к последнему типу. В конце своей поэмы он отвечает на возможные обвинения «со стороны так называемых патриотов» , требующих, чтобы все сказанное о России, было одинаково похвальным, хорошим, возвышенным, обвиняя «думающих не о том, чтобы не делать дурного, а том, чтобы не говорили, что они делают дурное» . Одновременно Гоголь говорит и о «ценителях литературы», у которых свое представление о цели писательского труда («Лучше же представляйте нам прекрасное, увлекательное») . Гоголь заранее разочарован в своих читателях: «Тяжело то, что живет в душе неотразимая уверенность, что тем же самым героем.. . были бы довольны читатели» .
Лирические отступления – очень важная часть поэмы. По обилию лирических отступлений «Мертвые души» можно сравнить с романом А. С. Пушкина «Евгений Онегин» . Такая особенность этих произведений связана с их жанрами – поэма в прозе и роман в стихах. В «Евгении Онегине» лирические отступления вводят истинного главного героя романа – Пушкина – человека своей эпохи, в окружении ее атрибутов и примет. Гоголь в своей поэме выступает прежде всего как мыслитель и созерцатель, пытающийся разгадать таинственную птицу-тройку – символ Руси. Две важнейших темы размышлений автора – тема России и тема дороги – сливаются в лирическом отступлении: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься? ..Русь! куда ж несется ты? дай ответ. Не дает ответа» . В лирических отступлениях автор «Мертвых душ» рисует очень широкую, объемную картину русской жизни своего времени.. .