Трагедия, написанная в декабре 1824 — ноябре 1825 г. в Михайловском, стала не только первым завершенным драматургическим произведением Пушкина, но и его первым опытом масштабного художественного осмысления исторического прошлого России. Работа начинается с конспектирования отдельных мест Х тома «Истории Государства Российского». Положение записей в книге позволяет отнести их к середине - второй половине ноября 1824 года.
Особенность характера работы Пушкина над «Борисом Годуновым» состояла в том, что отдельные сцены создавались путём непосредственного следования за источником, другие требовали почти исследовательских приёмов по извлечению и соединению разнородного исторического материала, третьи, наконец, не основывались на данные источника, а всецело зависели только от поэтического вдохновения. Пушкин писал Н.Н. Раевскому в июле 1825 года: «Я пишу и размышляю. Большая часть сцен требует только рассуждения; когда же я дохожу до сцены, которая требует вдохновения, я жду его или пропускаю эту сцену - такой способ работы для меня совершенно нов».
Картина меняется, когда Пушкин приступает, например, к пятой сцене, не имеющей прямого соответствия в тексте карамзинской «Истории». Это - наиболее сложные, с обилием поправок и вариантов, страницы рукописи. Текст неоднократно прерывается фрагментами и набросками других произведений - строфами «Евгения Онегина», черновиками незаконченных стихотворений, подтверждая слова Пушкина: «… когда же я дохожу до сцены, которая требует вдохновения, я жду его или пропускаю эту сцену».
Наибольшего творческого напряжения потребовала именно последняя из дошедших до нас в черновике (пятая) сцена. С оборота листа 52 Пушкин возвращается к трагедии и начинает работу над монологом пробуждающегося Григория. В отличие от окончательного текста в черновике монолог Григория сразу начинается рассказом о сне, а затем следуют его размышления о Пимене. Работа над монологом потребовала большого творческого напряжения и, оборвав текст на строке: «И во всю ночь он не смыкал очей!», Пушкин вновь обращается к «Евгению Онегину». Тексты «Евгения Онегина» далее сменяются черновыми набросками, относящимися к неосуществленному замыслу о Фаусте, черновиком стихотворения «Я был свидетелем златой твоей весны…», и только с середины листа 55 Пушкин возвращается к прерванной работе: «Как я люблю его спокойный лик…». Работа над пятой сценой обрывается в конце листа 56. Незакончив её, Пушкин переходит к другим записям. К работе над трагедией он возвращается уже на не дошедших до нас листах.
Окончание переписки трагедии набело точно устанавливается датой белового автографа - 7 ноября 1825 год
В беловом списке трагедии Пушкин отказался от первоначального архаизированного заглавия, значительно сократив его:
«Комедия о Царе Борисе и о Гришке Отрепьеве(1825)».
Утром раскрывают,
Вечером закрывают.
(Шторы)
Этот дом весьма толковый,
В нём мы знания берём.
(Школа)
<span>Роман «Отцы и дети» был написан в 1862 году. Идея этого
произведения: показать вечный конфликт
между поколениями, а также между разными слоями населения. После выхода в свет этого произведения появилось множество
статей, критически о нем отзывающихся. Никто не мог простить писателю того, что
дворяне изображены иронически, а Базаров осмеивает их.</span><span>Базаров-нигилист. Этого я в нём не
принимаю, потому что он отрицает
абсолютно всё, смотрит на мир скептически. Не верит в любовь, и пользу
искусства. С его точки зрения: наука не существует, а природа всего лишь
пустяк, жизнь русского народа неблагополучна из-за их необразованности. С этим
я не могу согласиться, но образ Базарова воспринимается не однозначно. С одной
стороны, он, вроде бы, отталкивает читателя, а с другой притягивает к себе, и в
этом я убедился в конце произведения.</span><span><span>Прежде всего, меня
привлекает независимость Базарова. Он не
обращает внимания на мнение окружающих, и на всё имеет свою точку зрения. Его
убеждения глубоки, которые изменять он не собирается. Евгений трудолюбив и
занимается естественными науками: химия, биология, анатомия. Не смотря на то,
что мнение Базарова слишком категорично, я согласен с тем, что от аристократов
никакой пользы. </span>Как
образованный человек, он хорошо разбирается в людях, видит негативные стороны
общественного строя и стремится их исправить. По-моему, главный образ Базарова,
который хотел показать И.С.Тургенев в своем романе, это образ революционера. Герой
Тургенева всего себя отдает для того, чтобы улучшить, изменить жизнь русского
народа, но остается непонятым, и вместо благодарности наталкивается лишь на
критику в свой адрес.</span><span>И
всё же, я не всё могу принять в Базарове. Например, присущее ему отрицание
всего. Разве можно отрицательно
относиться к историческим и культурным ценностям своего государства. Ведь наше
прошлое-это часть нашей истории. Также, на мой взгляд, он заблуждается, говоря
о том, что природа существует только для того, чтобы человек мог в ней рубить,
пилить, строгать, то есть разрушать и губить ее. Евгений совершенно не способен
наслаждаться великолепными пейзажами
русской природы. Я не поддерживаю Базарова в его пренебрежительном отношении к искусству, ведь
чувство прекрасного помогает развиваться человеку, как личности. Я не одобряю и
его отношения к родителям. Он старается подавить в себе сыновнее чувство,
стыдиться проявить свою любовь и уважение к ним, старательно маскирует свою
нежность снисходительным отношением. Но самое главное это то, что он отрицает
любовь, а ведь она пробуждает в человеке самые возвышенные и светлые чувства.
Ведь он и сам искренне полюбил Одинцову, потому что она не такая, как все, но,
к сожалению, старается побороть это чувство, так как оно могло бы помешать его
делу.</span>
Евгений
Базаров преодолел многие жизненные испытания, но хоть и на смертном одре, он
все же понимает, что во многом заблуждался. Поведение Евгения перед смертью
заслуживает уважения. Он не пытается бессмысленно цепляться за жизнь, но думает
о своих родителях и о том, чего сделать так и не успел.
<span>Вот
таков в моем представлении Евгений Базаров, герой романа И. С. Тургенева «Отцы
и дети», не лишенный недостатков, но все же заслуживающий глубокого уважения и
искренней симпатии.<span> </span></span>
Как – то раз мальчик принёс домой обезьянку. Её отдал ему одноклассник. Обезьянка оказалась маленькой. “Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие. ” Её звали Яшка. Яшка очень любил сладости: конфеты, сахар.
В первый же день он показал свой характер. На ночь его пришлось привязывать верёвкой к ножке стола, потому что он был неуправляемым. Уж столько попадало за эту обезьянку герою рассказа! Яшка был такой озорной. Один раз в тетради напроказил: наставил чернильных клякс. В другой раз испортил при- чёску даме, которая пришла в гости. Яшка оказался грозой двора: его боялись и огромный рыжий пёс Каштан, и злющий кот, живший при конторе. Летом Яшка пропадал во дворе, дома стало спокойнее. Но вот настала осень, и все в доме стали требовать отдать Яшку. Первое время без Яшки все очень скучали, хотя и не хотели в этом признаваться. Чем же привлекает меня этот рассказ? Я думаю, что, конечно, отношением автора к своему герою-Яшке. Житков любит животных и учит этому своих читателей. На шаловливую обезьянку нельзя было долго сердиться. Когда хитрый Яшка хотел что-нибудь вкусное выпросить, то он становился очень ласковым, залезал на плечо и начинал в голове искать. Это означало, что он вас любит. Писатель говорит об этом с ласковым юмором. Описывая Яшку, Житков употребляет слова с уменьшительно-ласкательным значением: ”зелёненькое платьице”, “маленький пальчик”, “игрушечная живая ручка”, “как ребёночек”.Это говорит о беззащитности. Но вместе с тем автор показывает, что Яшка очень смелый, не даст себя в обиду ни людям, ни животным. Он заставил уважать себя. Житков показывает, что обезьянка – не игрушка, а живое существо. Человек несёт ответственность за животное, которое он приносит в дом. Сестра Бориса Житкова.
Сестра Бориса Житкова.
<span> В рассказе также чувствуется редкое знание повадок и привычек обезьянки. Оказывается, это связано с детством писателя. Сестра Житкова В. С. Арнольд, рассказывала, что в семье Житковых “ у детей всегда были ручные животные… У Бориса были черепахи, ручные домашние мыши, была весёлая обезьянка Яшка и ручной волк”. Почему я выбрала рассказы Житкова? Я очень люблю животных, поэтому мне интересно узнавать о них что-то новое. Рассказы Бориса Житкова мне нравятся тем, что автор учит любить зверей и птиц, помнить, что животные, как и люди, могут испытывать различные чувства. После прочтения рассказа “Про обезьянку” я стала по-другому смотреть на проказы и капризы своего кота Пушка. Стала понимать его желания. Я поняла главное: животных надо любить! И тогда они ответят вам тоже самой искренней привязанностью и дружбой!</span>