Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить два понятия: 1) что такое церковь; 2) что такое святость. И потом сопоставим эти два понятия.
Т. е. цель «странствующей» Церкви – достижение «небесного Отечества», Царства Небесного. Иногда она называется также «Церковью воинствующей», поскольку жизнь христианина на земле есть духовная брань, сражение как с врагами внутренними, т. е. с грехами:
Церковь воинствует также не только с личными врагами (грехом), но и с внешними – с невидимыми врагами спасения:
Возглавитель этой борьбы со злом – Сам Христос:
Вторая часть церкви – это ангелы и все усопшие в вере и покаянии, «Церковь небесная», или «торжествующая». Это наименование также связано со словами ап. Павла, который говорит о Церкви как о торжествующем соборе:
Итак, исходя из выше сказанного, Церковь состоит из двух частей: Церковь Небесная и Церковь земная. Церковь Небесная, состоящая из духов праведников и ангелов не грешит более, потому что на Царсве Небесном нет зла, греха и искушений. Теперь будем говорить исключительно о Церкви земной.
Для начала давайте разберем, что такое святость и по ходу дела сразу будем применять это понятие к Церкви.
Христиане исповедуют Церковь Христову Святою. Чтобы дать точное выяснение этого понятия, необходимо знать предварительно, что значит слово "святой".
Слово "святой" - по-еврейски "кодеш", по-гречески "апос", по-латински "санктус" - в первом и прямом смысле должно быть переведено по-русски - отрезанный, выделенный от земли, не людям, но Богу принадлежащий. Слово "святой" всегда прежде всего прилагалось к Богу и означало то понятие, что Бог есть Существо, как бы отрезанное от мира, выделенное от него, не имеющее недостатков (конечных свойств) мира, но неизмеримо выше мира, совершеннее. А так как Бог безгрешен, то и слово "святой" стали понимать в смысле - "безгрешный".
В Писании часто называются "святыми" и предметы неодушевленные: говорится, например, "место святое" (Иис. Н. 5: 15); храм святой (Пс. 5:8); гора святая (Пс. 47:2; 2 Петр 1:18 и множество других мест), вода святая (Чис. 5:17), елей святый (Пс. 88: 21). Понятно всем, что ни место, ни храм, ни гора, ни вода, ни елей, как предметы неодушевленные, грешить не могут. Значит, слово "святой" прилагается к этим предметам в каком-то другом смысле.
Место, называемое святым, именуется так потому, что оно выделено особым явлением здесь Бога человеку (Моисею - Исх. 3:5; Иис. Нав. 5:15) Храм называется святым, потому что он выделен из всех строений особым присутствием Божиим, Живущим в нем Господом (Мф. 23: 21) Гора, по слову Божию, свята, т.е. выделена из всех гор особенными великими событиями. Вода свята, потому что выделена из всех вод освещающей ее благодатной молитвой. Елей свят тем, что выделен он особой молитвой над ним.
В этом же смысле прежде всего и главным образом называется святою и Церковь (Еф. 5: 27), и члены Церкви (1 Кор. 1: 2). Много есть религиозных обществ, но выделенное из них, истинное праведное общество есть Церковь Христова.
Как сектанты понимают слово свящ. Писания, что Церковь Христова свята?
Они думают, что святость Церкви Христовой в том заключается, что Церковь состоит из людей безгрешных, а того не видят, что на свете нет ни одного безгрешного человека. Ап.Иаков говорит:
и Ап. Иоанн пишет:
Да и Спаситель научил молиться каждодневно Отцу Небесному:
Нужно показать людям, что не только новозаветная, но даже ветхозаветная Церковь называется в Писании святою.
Когда Господь выделил для Себя израильский народ, то назвал его народом Божиим (Суд. 20:2) и народом святым. Господь говорил обществу Израильскому так:
то есть, израильтяне выделяются из всех народов, ибо, продолжает Господь
Также и в другом случае Бог подтверждает:
Поэтому-то читаем об израильтянах и во Второзаконии (7:6):
Не говорится, что народы будут удивляться безгрешности Израиля, но свидетельствуя, что они будут бояться выделенности и принадлежности израильтян Богу, имя Которого на Израиле, называющемся Божиим народом, святым обществом. В смысле выделенности израильского общества говорит и псалмопевец:
Также и пророк Иеремия говорит:
и св. Иоанн Златоуст, объясняя это место, говорит:
Нельзя общество израильтян, называемое всюду в св. Писании святым, считать безгрешным, потому что, хоть и святы были израильтяне, но грешили они очень много, и всюду Господь укоряет их за грехи.
Итак, общество ветхозаветное, хотя и было святым обществом, но не было безгрешным, а называлось таким лишь в смысле выделенности его из всех народов для Господа. В этом же смысле выделенности называется святою и Церковь новозаветная, общество Христово. Пророк Исаия в своем предсказании о Церкви Христовой, называет ее горою дома Господня, говорит:
Так же и в книге "Песнь Песней", где Церковь Христова изображена под видом невесты и жены царской, говорится о высоком выделении Церкви Христовой:
Первое свойство Церкви Христовой, выделяющее ее из всех религиозных обществ, то, что Глава Церкви - Христос (Еф. 1: 22). В обыкновенных обществах главенствуют люди, как напр., в Латинской вере главенствует папа римский, в языческих религиях главенствуют жрецы, а в православной Церкви Глава - Христос. Этим наше православное общество и выделяется из других обществ.
Во-вторых, Церковь есть общество, выделяющееся учением, законом Христовым. Об Апостолах, которые составили первоначальную Церковь, Спаситель молился Отцу Небесному:
Истина Господня находится в доме Божием
Значит, у нас, в Православной Церкви - научение, закон Христов, истина Отца Небесного, а в других обществах - законы, выдуманные людьми, напр.: в латинстве законы утверждены папой римским, в обществе баптистов законы выдуманы Николаем Шторком и Фомою Мюнцером; у лютеран - законы выдуманы Мартином Лютером; у пашковцев учение составлено Якубом Шпенером и В. Пашковым; у адвентистов - Виллиамом Миллером, у иеговистов - Чарльзом Расселлом и т.д. У нас же - закон Христов; этим Церковь Христова и свята, этим она выделяется из других обществ.
Третьим отличием Церкви является то, что она выделяется руководством Св. Духа, помогающего членам Церкви благодатью.
Этот Дух Святый сошел на Церковь Христову в день Пятидесятницы, постоянно руководит Церковью, научая всему и вспоминая все, что говорил Христос (Ин. 14: 26; 15: 26; 16: 13-14).
В других обществах главное руководство идет не от Духа Святого, Которого у них нет, а от мыслей грешных людей: от папы, баптистов, адвентистов и т.п.; в Православной же Церкви, как сказано, руководство исходит от Духа Святого; этим опять Церковь Христова выделяется из всех религиозных обществ.
Спаситель сказал, что верующие в Него должны постепенно совершенствоваться до уподобления Отцу Небесному:
Ап. Павел писал верующим:
т.е. то, чтобы вы делались все непорочнее, более и более приближались к безгрешному состоянию. Ап. Павел говорит о Церкви:
Это не значит, что все уже сейчас безгрешны, но то, что в Церкви есть все, дабы верующие достигали непорочности, т.е. здесь указывается не теперешнее, а будущее совершенство верующих.
Какое у нас есть основание для признания того, что в Церкви могут находиться согрешающие члены?
Прежде всего таково научение Спасителя. Господь научал так об обществе Своих верующих притчами. Притчею о плевелах Господь показал, что в Церкви среди доброго семени Божия диавол будет сеять плевелы, т.е. злое научение, будет подстрекать ко злу, но все согрешающие по диавольскому научению не будут извержены из Церкви, доколе Господь не придет вторым пришествием.
То же подтверждается и притчею о неводе, под которым разумел Спаситель Церковь. Как невод, когда закинут его, тянет всякую рыбу, какая попадется, а разбирают все уже на берегу, так и Церковь держит в себе до времени всяких членов: и добрых и порочных
И притчею о десяти девах, вышедших навстречу Жениху, Господь указывает, что в Церкви могут быть и добрые, и злые, и даже показывается, что все не безгрешны, потому что все девы, и добрые и нерадивые, одинаково не бодрствовали, но все заснули, хотя всем должно было бодрствовать. (чит. Мф. 25: 1-13)
И притчею о блудном и добром сынах у отца показал Спаситель, что у Бога нет совершенных людей, так как и блудный согрешил, и добрый не остался до конца праведным, но впал в зависть (чит. Лук 15: 11-32).
Но особенно ясно Господь раскрыл эту истину в притче о званных на вечерю, где сказано:
Следовательно, в Церкви могут быть более совершенные и менее совершенные. В таком же смысле, и Апостол говорит:
В Церкви Христовой были грешные члены с самого начала бытия Церкви на земле и это утверждение всегда согласно с научением Спасителя. И св. Апостолы во всех своих посланиях верующим говорят о греховности их. Ап. Иаков указывает на предрассудки, человекоугодничество<wbr />, невоздержанность языка, распри и вражды, а цель самого послания Ап. Иакова есть взаимное исправление верующих (Иак. 5: 19,20) Таковы же послания Ап. Петра и все послания Ап. Павла. В кратком описании жизни Церкви Христовой в книге Деяний Апостольских такое же положение: тут и Анания с Сопфирой согрешили, тут и христиане-иудеи и христиане- Еллинисты спорили и бедных вдовиц обижали (Деян. 6: 1,2), и Апостолы были в несогласии (Деян. 15: 36-41). Точно так же и в Откровении Ев. Иоанна все Церкви описаны с падениями и греховными недостатками (2 и 3 глава).
Итак, Церковь свята, т.е. выделена из всех религиозных обществ особенными милостями Божьими; однако, члены Церкви не безгрешны, а лишь идут верным путем непорочности и имеют все действенные средства достигнуть совершенства.
А сектанты думают, что они безгрешны при этом они ссылаются на слова Ап. Иоанна Богослова:
Свидетельствуют ли эти слова о безгрешности сектантов?
Нисколько. Здесь, во-первых, говорится о рождении от Бога, а сектанты рождены от диавола, потому что ни Христос Бог, ни Апостолы Его не создавали сект, а создал их диавол, во-вторых, сказанными словами Ап. Иоанн говорит только о том, насколько не к лицу христианам греховность, - что они не должны допускать греха. Однако, Ап. Иоанн не отрицает, что христиане на деле грешат. Он говорит:
А если и пишет о безгрешности рожденных от Бога, то сам Апостол объясняет, для чего так пишет:
На суждение же сектантов, что они уже спасены и сейчас в рай войдут, нужно ответить словами Апостола, что мы спасены в надежде (Рим. 8: 24). В рай еще нужно подождать собираться, потому что еще Страшный Суд будет, не только для грешных, но и для праведных христиан:
Необходимо поэтому прежде позаботиться об освобождении себя от страстей, похотей, дурных навыков и научиться жить благочестиво. Необходимо иметь совершенную веру и совершенное рождение от Бога, до которого христиане доходят путем продолжительного подвига, и то немногие. Но не всякий уверовавший может творить чудеса, а очень немногие, усовершившиеся в вере, как сказано:
Или еще:
Итак, если сектанты называют себя верующими и рожденными от Бога в совершенном смысле, то пусть оправдают на себе эти слова Спасителя.
Итак, есть разные степени веры и рождения от Бога? Несомненно, так. Это видно из слов Ап. Павла:
Апостол Иаков говорит об Аврааме:
ВЫВОД:
Обратите внимание, что из притчи о неводе сказано, что Ангелы отделят злых из среды праведных. Следовательно в неводе (в церкви) есть как хорошая рыба, так и худая (праведники и грешники вместе в одном неводе). Но по Вашему рассуждению в неводе должна быть только хорошая рыба, но Христос говорит, что в неводе не только хорошая рыба, но и худая, так как потом на берегу пришлось отделять худое от доброго. Но если бы в неводе была бы только хорошая рыба, то не было бы нужды отделять хорошее от худого. Но Христос говорит, что худую рыбу, которая была в неводе, отделили от хорошей рыбы, которая была в том же неводе.
Вывод очевиден: в Церкви Христа до Страшного Суда будут вместе и праведники, и грешники, так же как в одном неводе и добрая, и худая рыба.