В повести «Дети подземелья» Короленко показал два мира детства: беззаботное - Васи, Сони и обездоленное - Валика, Маруси. Рассказывает читателям обо всех событиях Вася, сын судьи, мальчик из обеспеченной семьи.
Вася знакомится с детьми, которые имеют намного больше проблем, чем он. И главнейшая - проблема питания. Маленькая Маруся оправдывает даже кражу, так как, благодаря украденному, может унять голод. Вася сравнивает Соню с Марусей. Он видит, что девочки разные , но есть разность и в их поведении, хотя они и ровесники. Соня полноватая, кругленькая, «будто мячик», веселая, беззаботная. Маруся худая, изможденная, самая не может ходить, ее голосочек будто серебряный колокольчик, который едва слышать. Соня и Вася живут в красивом доме, Валек и Маруся - в подземелье из камня, который высосал из девушки румянец, веселье, смех и даже жизнь. Вася понял, что есть на миру люди, которым живется еще хуже, чем ему самому. Дружба с Валиком и Марусей раскрыла глаза мальчику на жизнь. Став взрослыми, Вася и Соня клялись на могиле Маруси помогать бедным и обездоленным.
Для меня эта пьеса - символ борьбы нового со старым. Как бы ни старалась Кабаниха защитить свои устои, совершенно очевидно, что ее философия трещит по швам. Символом нового, прогрессивного мышления выступает Катерина, невестка Кабанихи.
Конечно, финал пьесы трагичен: Катерина совершает суицид. Однако дух свободы, которым пронизана пьеса, остается жить, и ясно, что это только начало борьбы со старыми устоями в российском обществе, что рано или поздно тирании придет конец.
<span>Считаю, что идея этой пьесы выходит далеко за рамки литературного произведения. Проблемы всего российского общества - на поверхности. И пусть главная героиня уходит из жизни... Это вовсе не поражение философии нового. Наоборот, новое одерживает историческую победу, поскольку Катерина не смирилась со своей участью и не приняла правила игры Кабанихи. </span>
Сущность художественного творчества. Искусство и его виды. Литература как вид искусства. Возникновение литературы. Литература и фольклор.
Художественная литература является одной из специфических разновидностей производительной деятельности людей. Она связана с удовлетворением эстетических потребностей человека, с его стремлением к творению прекрасного, наслаждению им. Этим задачам служит искусство, представленное в различных видах. Одним из видов искусств и является художественная литература.
Виды искусства изучает эстетика– наука о наиболее общих законах постижения прекрасного Эстетика – наука, изучающая сферу художественной деятельности, «философия прекрасного».
Эстетическое – метакатегория, т.е. самая высокая категория эстетики. Первоначальное (др.-гр.) значение слова «эстетическое» — чувственно (зрением и слухом) воспринимаемое. На протяжении последних столетий этим словом стал обозначаться особый род эмоционально-оценивающего освоения человеком реальности. Эстетическая деятельность — это прежде всего созерцание единичных предметов, которые постигаются как нечто завершенное и целостное. Именно целостность воспринимаемого составляет главный источник его эстетического постижения. Целостностью называют то трудно определимое качество предмета, которое вызывает у воспринимающего единую реакцию на него, порождает общее впечатление. «Целостность чего бы то ни было есть состояние самодостаточности, завершенности, индивидуальной полноты и неизбыточности <...> — читаем в одной из современных работ. — Целостность есть <...> состояние объекта, располагающее к созерцательному приятию его»1. На частях предмета, обладающего целостностью, лежит печать его единства. Такой предмет будит ощущение необходимости в нем каждого элемента, каждого «звена». Он максимально упорядочен и завершен (или таковым воспринимается), и «ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже»2. Эстетические созерцания, направленные на целостность единичных предметов, сущностно отличны и от моральных и утилитарных оценок, и от религиозных переживаний, объектом которых являются высшие силы бытия, недоступные прямому созерцанию, и от научного познания, сопряженного с интеллектуальным (аналитическим) расчленением предметов, явлений, сущностей.
Наиболее значительные, яркие и масштабные из эстетических созерцаний имеют миросозерцательный и одновременно познавательный характер. Воспринимая предмет эстетически, мы силой непосредственного чувства (не прибегая к логическим процедурам) прозреваем его значимость для нас и его сущность. Эстетическое, по словам А.Ф. Лосева, — это выражение (выразительность той или иной предметности), т. е. «внутренняя жизнь предмета, которая обязательно дана и внешне», открывается «бескорыстному любованию» и имеет «созерцательную ценность»3.
Эстетическое имеет два аспекта, которые нераздельны: объективный.(предметный) и субъективный(эмоциональный). Оно осуществляет себя как взаимодействие свойств воспринимаемых предметов и черт воспринимающего сознания. В сфере эстетического, иначе говоря, наличествует как особого рода переживания, так и их объективные предпосылки, определенные свойства предметов. Обратимся к истории понятия и термина. В середине XVIII в. эстетическое стало объектом специальной научно-философской дисциплины — Эстетики. Ее основатель, немецкий философ А. Баумгартен, автор двухтомного трактата на латыни «Эстетика» (1750, 1758), охарактеризовал эстетику как учение о совершенстве чувственного познания, противостоящего логическому. И определил ее как науку о прекрасном. Но эстетическая мысль существовала и раньше, в Европе — начиная с античности: создавались многочисленные учения о прекрасном (красоте), которые были опытами уяснения предметных предпосылок эстетических эмоций.
Искусство – основной вид духовной деятельности людей, служащий удовлетворению эстетических чувств человека, его потребности в прекрасном. Прекрасное –
Вид искусства – форма освоения мира по законам красоты, когда создаётся художественный образ, наполненный определённым идейно-эстетическим содержанием.
Художественная литература – вид искусства, эстетически осваивающий мир в художественном слове, искусство слова.
Слово «искусство» многозначно, в данном случае им названа собственно художественная деятельность и то, что является ее результатом (произведение). Искусство в качестве художественного творчества было отграничено от искусства в более широком смысле (как умения, мастерства, ремесла).мыслителями XVIII–ХIX вв. Так, Гегель отмечал принципиальное различие между «искусно сделанными вещами» и «произведениями искусства»1.
Серьезные трудности связаны с научным определением художественного творчества.
Конечно, пословица права, с этим трудно не согласиться. Я давно знала, что часто первое впечатление о человеке может быть неправильным. Внешность обманчива. Но со вкусом одетые люди мне нравились и будут нравиться всегда, и я не вижу в этом ничего плохого.<span>Я думаю, многие сталкивались и с глупыми модниками, и с умными, но скромно одетыми людьми. Хотя почему-то бывает и так, что некоторые судят «по одежке», даже не пообщавшись с тем, о ком говорят. Одна из моих знакомых, например, завидев красиво одетую девушку, заявляет: «Да у нее же в голове один лак для ногтей, а не мозги. И она этим лаком только о моде и думает». Возможно, вызвавшая неприязнь девушка действительно глупа, а возможно, владеет несколькими языками и компьютером, кто знает? Но мою знакомую это не волнует. Что это? Обычная зависть? Не знаю. Скажу только, что эта моя знакомая и сама одевается довольно хорошо, а вот умом не блещет...</span>