Сущность художественного творчества. Искусство и его виды. Литература как вид искусства. Возникновение литературы. Литература и фольклор. Художественная литература является одной из специфических разновидностей производительной деятельности людей. Она связана с удовлетворением эстетических потребностей человека, с его стремлением к творению прекрасного, наслаждению им. Этим задачам служит искусство, представленное в различных видах. Одним из видов искусств и является художественная литература. Виды искусства изучает эстетика– наука о наиболее общих законах постижения прекрасного Эстетика – наука, изучающая сферу художественной деятельности, «философия прекрасного».
Эстетическое – метакатегория, т.е. самая высокая категория эстетики. Первоначальное (др.-гр.) значение слова «эстетическое» — чувственно (зрением и слухом) воспринимаемое. На протяжении последних столетий этим словом стал обозначаться особый род эмоционально-оценивающего освоения человеком реальности. Эстетическая деятельность — это прежде всего созерцание единичных предметов, которые постигаются как нечто завершенное и целостное. Именно целостность воспринимаемого составляет главный источник его эстетического постижения. Целостностью называют то трудно определимое качество предмета, которое вызывает у воспринимающего единую реакцию на него, порождает общее впечатление. «Целостность чего бы то ни было есть состояние самодостаточности, завершенности, индивидуальной полноты и неизбыточности <...> — читаем в одной из современных работ. — Целостность есть <...> состояние объекта, располагающее к созерцательному приятию его»1. На частях предмета, обладающего целостностью, лежит печать его единства. Такой предмет будит ощущение необходимости в нем каждого элемента, каждого «звена». Он максимально упорядочен и завершен (или таковым воспринимается), и «ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже»2. Эстетические созерцания, направленные на целостность единичных предметов, сущностно отличны и от моральных и утилитарных оценок, и от религиозных переживаний, объектом которых являются высшие силы бытия, недоступные прямому созерцанию, и от научного познания, сопряженного с интеллектуальным (аналитическим) расчленением предметов, явлений, сущностей.
Наиболее значительные, яркие и масштабные из эстетических созерцаний имеют миросозерцательный и одновременно познавательный характер. Воспринимая предмет эстетически, мы силой непосредственного чувства (не прибегая к логическим процедурам) прозреваем его значимость для нас и его сущность. Эстетическое, по словам А.Ф. Лосева, — это выражение (выразительность той или иной предметности), т. е. «внутренняя жизнь предмета, которая обязательно дана и внешне», открывается «бескорыстному любованию» и имеет «созерцательную ценность»3.
Эстетическое имеет два аспекта, которые нераздельны: объективный.(предметный) и субъективный(эмоциональный). Оно осуществляет себя как взаимодействие свойств воспринимаемых предметов и черт воспринимающего сознания. В сфере эстетического, иначе говоря, наличествует как особого рода переживания, так и их объективные предпосылки, определенные свойства предметов. Обратимся к истории понятия и термина. В середине XVIII в. эстетическое стало объектом специальной научно-философской дисциплины — Эстетики. Ее основатель, немецкий философ А. Баумгартен, автор двухтомного трактата на латыни «Эстетика» (1750, 1758), охарактеризовал эстетику как учение о совершенстве чувственного познания, противостоящего логическому. И определил ее как науку о прекрасном. Но эстетическая мысль существовала и раньше, в Европе — начиная с античности: создавались многочисленные учения о прекрасном (красоте), которые были опытами уяснения предметных предпосылок эстетических эмоций.
Искусство – основной вид духовной деятельности людей, служащий удовлетворению эстетических чувств человека, его потребности в прекрасном. Прекрасное –
Вид искусства – форма освоения мира по законам красоты, когда создаётся художественный образ, наполненный определённым идейно-эстетическим содержанием.
Художественная литература – вид искусства, эстетически осваивающий мир в художественном слове, искусство слова. Слово «искусство» многозначно, в данном случае им названа собственно художественная деятельность и то, что является ее результатом (произведение). Искусство в качестве художественного творчества было отграничено от искусства в более широком смысле (как умения, мастерства, ремесла).мыслителями XVIII–ХIX вв. Так, Гегель отмечал принципиальное различие между «искусно сделанными вещами» и «произведениями искусства»1.
Серьезные трудности связаны с научным определением художественного творчества.
<span>Очень редко можно найти произведение, которое будет не только читаемым, но и интересным. Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Муму», превосходно сочетает в себе эти два фактора, благодаря чему и заслуживает столь большую популярность в школьной литературе. Рассказ читается достаточно легко, и в процессе чтения очень легко уловить суть прочитанного. Сразу становится ясно, что именно хотел подать автор. Тургенев, будучи самым настоящим патриотом России, сильно переживал за судьбу своей любимой страны. Как известно, в те времена было введено крепостное право, что сильно ограничивало права людей, более того — делало их абсолютно бесправными. Тургеневу это ясное дело было не по душе, и он активно пишет об этом в своих рассказах. Образ Герасима есть олицетворением всех простых крестьян, которые не могут ничего поделать со своими угнетателями, оставаясь в тихой, беспрекословной покорности. Ясное дело, что они ожидают вырваться из гнета, но у них ничего не получается. Проблема бесправия простых людей — вот основная тема рассказа «Муму». На второй план в повествовании отходит такая проблема как: привязанность к кому-то. На примере Герасима, который сильно привязался к спасенной им самим собачке, можно четко увидеть то, что автор хотел передать насколько тяжелым иногда может быть процесс расставания со своим другом. Зависимость от кого-то, равно как и привязанность делает людей слабыми, уязвимыми. Третья проблема, описанная в рассказе «Муму» — это некая «психология раба», что можно наблюдать в слепой смиренности Татьяны (возлюбленной Герасима), которая подчинилась приказу старой барыни выйдя замуж за Капитона. Также ярким примером этого можно считать и бесспорное повиновение Герасима своей госпоже при убийстве своего любимого пса Муму. Наконец четвертая проблема, хорошо заметная каждому читателю, это, несомненно, банальный человеческий эгоизм. Тургенев подал в лице эгоистичной барыни качества присущие многим тогдашним помещикам, которые думали только о себе, а остальных людей считали своими вещами… Я считаю, что не зря в список школьной литературы была внесена данная книга, ведь она раскрывает те болезненные проблемы, с которыми сталкивались наши предки, и большинство из которых существуют и по сей день. Рассказ Тургенева учит думать, и заставляет размышлять над событиями давно забытых времен.</span>
ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ — песня, сопровождающаянародный обряд. Народные обряды можноразбить на две основные группы: обрядыпраздничные, связанные с религиознымипразднествами, и обряды семейные,приуроченные к крупным событиям семейнойжизни — к свадьбе, похоронам.