Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. (эпиграф-посвящение)
Все дороги ведут к людям.
Если ты сумеешь правильно судить сам себя, значит ты действительно мудр.
Слова только мешают понимать друг друга.
Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слёз.
Это очень печально — когда забывают друзей. Не у всякого был друг.
Но я, к сожалению, не умею видеть барашка сквозь стенки ящика. Может быть, я немного похож на взрослых. Наверное, я старею.
Будь то дом, звезда или пустыня — самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами.
Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать.
Постоянные эпитеты:
добрый царь, разумный царь, знатный пир, веселый пир, гостья жданная, пряжа тонкая, мухи сонные, гробовая тишина, дикий бор, дремучий лес, пышны гривы, детина удался, сон глубокий, сон волшебный, губки алые, руки белые, кудри черные
1Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти Пушкина. В нем он подводит итог своей поэтической деятельности, опираясь на традиции не только русской, но и мировой литературы. Непосредственным образцом, от которого отталкивается Пушкин, стало стихотворение Державина «Памятник» (1795), получившее большую известность. При этом Пушкин не только сопоставляет себя и свою поэзию с великим предшественником, но и выделяет характерные именно для своего творчества особенности.
2)Его главная тема — прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта в жизни общества. Идея:создать гармоничное завершение размышлениям о поэтической славе и преодолении смерти через боговдохновенное искусство.
3)Композиция:Пушкин верит, что его душа, заключенная в стихах, бессмертна:
Душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит.
В последней строфе поэт призывает музу быть благосклонной, то есть просит о том, чтобы вдохновение не покидало его. Также просит «хвалу и клевету приемлить равнодушно», потому что толпа непостоянна: сегодня она хвалит, а завтра – стыдит и ненавидит твои стихи. Конечно, это введет в заблуждение или в растерянность кого угодно.
Последняя строка уговаривает музу «не оспоривать глупца». Если человек не понимает всего того, что хотел передать поэт в стихах, то и не нужно доказывать ему о значимости поэта и поэзии на нашей земле.
В первых четырех строфах лирический герой размышляет над своим поэтическим наследием, последняя строфа – обращение к музе.
4)Лирическим героем является сам автор.
5)Лексика высокого стиля, что характерно для данного жанра: «воздвиг», «главою», «велению».В стихотворении использовано много ярких средств языковой выразительности. Например, аллегория (под словом «памятник» подразумевается то, что поэт создал за свою жизнь), эпитеты (памятник нерукотворный, главою непокорной, в заветной лире, мир подлунный, по Руси великой, сущий язык, друг степей калмык, дикой тунгус), олицетворения (душа прах переживет и тленья убежит; муза, будь послушна, хвалу и клевету приемли равнодушно, не оспаривай глупца), антитезы (нерукотворный и непокорной, чувства добрые и жестокий век, хвалу и клевету), архаичные слова, которые придают стихотворению торжественность (пиит, доколь, в заветной лире, по Руси великой, воздвиг нерукотворный, приемли, сущий, не оспаривай).
Сложные предложения, использована инверсия.Изобразительные средства иносказания:
эпитеты: «памятник нерукотворный», «главою непокорной», «заветной лире».
6)По своей возвышенности произведение можно определить как оду. Оно воспевает поэта и его заслуги.
7)Значимость темы и высокий пафос стихотворения определили особую торжественность его общего звучания. Медленный, величественный ритм создается не только за счет одического размера (ямб с пиррихием), но и широкого использования анафоры («И славен буду я...», «И назовет меня...», «И гордый внук славян...», «И долго буду тем любезен...», «И милость к падшим..»), инверсии («Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа), синтаксического параллелизма и рядов однородных членов («И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус...»). Созданию высокого стиля способствует и подбор лексических средств. Поэт использует возвышенные эпитеты (памятник нерукотворный, глава непокорная, заветная лира, в подлунном мире, гордый внук славян), большое количество славянизмов (воздвиг, главою, пиит, доколь). В одном из самых значимых художественных образов стихотворения использована метонимия — «Что чувства добрые я лирой пробуждал...». В целом все художественные средства создают торжественный гимн поэзии.
8)Размер:
Шестистопный ямб, стопа двухсложная с ударением на 2ом слоге.
Ритм и рифма, способы рифмовки:
Рифмовка перекрестная.
9)На мой взгляд, стихотворение «Памятник» - одно из самых ярких и прекрасных стихотворений А.С. Пушкина, которое занимает значимое место в его творчестве.
10)Поэт подводит итоги своему творчеству, пытаясь заглянуть и в будущее.