Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя, но и помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Для романтиков природа – это своеобразный способ видения и изображения мира.
Один из основных конфликтов – это контраст между миром монастыря, тюрьмой для Мцыри, и миром природы, воплощением свободы. Монастырь спорит с живым описанием леса, реки, бури и барса. На протяжении всей поэмы пейзаж – фон действия, который не только добавляет красок в разгорающееся противостояние, но и помогает понять внутренний мир героя.
Герой отождествляется с природой, путем изображения различных ее состояний поэт художественно передает различные состояния души юноши – от бури, способной разрушить все на своем пути, до тихой зари, поражающей своей гармонией.
Природа у Лермонтова – это живое существо. Ему не чужды человеческие страдания, с помощью пейзажа автору удается необыкновенно точно описать внутренний мир героя.
Вид горного пейзажа напомнил беглецу его детство, родной аул. И вот уже перед глазами видение – лунные вечера, блеск оружия, отец на коне. Он вспоминает и звуки песен и речей своих сестер, и рассказы стариков.
Один из наиболее ярких и важных образов – образ горного потока:
…Хотя без слов
Мне внятен был тот разговор,
Немолчный ропот, вечный спор
С упрямой грудою камней.
<span>Мцыри понимает поток, потому что это его душа; тоже усиленная грозой, она восстала и сломала старое русло. Но спорить с тяжелыми камнями бесполезно, сокрушается герой.</span>
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь,будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный, отдаленный путь:
Тоска,предчувствия,заботы
Теснят твою всечасно грудь...
Платонов. Казачий атаман. Именно он сопровождает императора Александра Павловича во время поездки в Англию. В отличие от императора, Платонов показан нам как патриот своей страны. Он уверен, что русские мастера смогут сделать вещь более удивительную, чемтанцующая блоха. Именно он разоблачает англичан, когда отворачивает замок у английского писталета и видит там надпись с именем русского мастера. Из-за своего прямодушия Платонов теряет хорошее расположение Николая Павловича. Примечательно то, что Платонов не признает личного достоинства людей, зависящих от него. Побои и угрозы он считает лучшим способом влияния на людей. Платонов оказывается единственным человеком, который попытался помочь заболевшему Левше вернуться в Россию
«Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми».
«…Мы, русские, со своим значением никуда не годимся».
«Государь на все это радуется».
«Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может».
«Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко».
«Пожалуйста, не порть мне политики».
«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут».
«Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве
на 3 части:
1)описание мальчика и его друзей, был трудный бой- недозрелые суют....
2)нахождение и уничтожение пушки: шел бой за улицу- как товарищу пожал...
3) заключение- это повторение первого четверостишия