<span>2) осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства
</span>
<span>4) общественную собственность на средства производства
5) уничтожение эксплуатации человека человеком</span>
Продолжительность и интенсивность смуты ясно говорят о том, что она явилась не извне и не случайно, что корни ее таились глубоко в государственном организме. Но в то же время Смутное время поражает своей неясностью, неопределенностью. Это — не политическая революция, так как оно началось не во имя нового политического идеала и не привело к нему, хотя нельзя отрицать существования политических мотивов в смуте; это — не социальный переворот, так как опять-таки смута возникла не из социального движения, хотя в дальнейшем развитии с нею сплелись стремления некоторых слоев общества к социальной перемене. "Наша смута — это брожение больного государственного организма, стремившегося выйти из тех гротиворечий, к которым привел его предшествовавший ход истории и которые не могли быть разрешены мирным, обычным путем". Все прежние гипотезы о происхождении смуты, несмотря на то, что в каждой из них таится доля истины, приходится оставить, как не разрешающие вполне задачу. Главных противоречий, которые вызвали Смутное время, было два. Первое из них было политическое, которое можно определить словами профессора Ключевского: "Московский государь, которого ход истории вел к демократическому полновластию, должен был действовать посредством очень аристократической Страдательными элементами остается служилый класс и еще больше крестьянский элемент, который не только потерял право на свободное землепользование, но, при помощи кабальной записи, ссуд и вновь возникшего института старожильства (см.), начинает терять и свободу личную, приближаться к крепостному. В этой борьбе вырастает вражда между отдельными классами — между крупными владельцами-боярами и церковью, с одной стороны, и служилым классом — с другой. Тяглое население таит ненависть к угнетающим его сословиям и, раздражаясь против государственных испомещений, готово к открытому восстанию; оно бежит к казакам, которые уже давно отделили свои интересы от интересов государства. Один только север, где земля сохранилась в руках черных волостей, остается спокойным во время наступающей государственной "разрухи".
Общественный прогресс представляет собой определенное направление, по которому развивается общество. Это направление также характеризуется качественными изменениями во всех сферах жизни общества. Так, получается прогресс – от более низшей формы общество переходит к высшей форме.
Безусловно, общественный прогресс имеет множество положительных сторон. Но в целом это явление противоречиво.
Противоречивость общественного прогресса заключается в следующем:
• Основная противоречивость заключается в том, что общество прикладывает больше усилий для развития одной сферы, тогда как остальные сферы «страдают» и становятся отсталыми, несут потери.
• Прогресс разрушает природу.
• Общественный прогресс делает жизнь человек и всего общества быстрее, от чего событий в 21 веке на данный момент больше, чем в один век в истории.
• Естественные основы человеческой жизни и вообще экосистемы, природы уничтожаются.
• Материально-производственная сфера расширяется, общество производит все больше и функциональнее, страшнее, поэтому на планете остается много товаров, которые были не проданы.
• Прогресс происходит не линейно, а имеет подъемы и спады, которые ничем не контролируются.
• Прогресс может стоить жизни целых поколений.