Соль мажор:
Соль си ре
Соль до ми
Фа ля до ре
Ре фа ля до
Ми соль до
Соль си ре
Си ре соль
Ре соль си
До ми соль
Ми минор:
Ми соль си
Ми ля до
Ре# фа ля си
Си ре# фа ля
До ми ля
Ми соль си
Соль си ми
Си ми соль
Ля до ми
№1. <u> I способ</u>
-<em>Шестая ступень в натуральном мажоре является тоникой параллельного минора.</em> Тональность D-dur. VI ступень - си ⇒ параллельная тональность - си минор (h-moll);
-<em>Третья ступень минора является тоникой параллельного ему мажора.</em> Тональность f-moll (при ключе 4 бемоля). III ступень - ля бемоль ⇒ параллельная тональность - Ля бемоль мажор (As-dur)
<u>II способ</u>
Все, что нам понадобится - интервал малая терция (1,5 тона (или 3 полутона) и 3 ступени).
Чтобы найти параллельную тональность мажора или минора, мы строим от тоники малую терцию:
1) <em>Чтобы узнать тонику параллельного мажора, зная тонику минора, мы строим от минорной тоники м.3 вверх: </em>
Тональность - cis-moll (4#) ⇒ тоника - до#. м.3 от до#: ми ⇒ параллельный мажор - E-dur (Ми мажор);
2) <em>Чтобы узнать тонику параллельного минора, зная тонику мажора, мы строим от мажорной тоники м.3 вниз</em>:
Тональность - C-dur ⇒ тоника - до. м.3 от до вниз: ля. ⇒ параллельный минор - a-moll (ля минор).
№2. <u>I способ</u>
Вспоминаем порядок написания диезов и бемолей:
<u>♯: фа, до, соль, ре, ля, ми, си</u>
<u>♭: си, ми, ля, ре, соль, до, фа</u>
1) <em>Для того, чтобы определить знаки в мажорной тональности <u>с диезами</u>, мы будем двигаться вверх по квинтам, прибавляя каждый раз по одному диезу</em>:
Зная, что в C-dur нет знаков при ключе:
-ч.5 от до - соль (G-dur, 1#)
-ч.5 от соль - ре (D-dur, 2#)
-ч.5 от ре - ля (A-dur, 3#)
-ч.5 от ля - ми (E-dur, 4#)
-ч.5 от ми - си (H-dur, 5#)
-ч.5 от си - фа# (Fis-dur, 6#)
-ч.5 от фа# - до# (Cis-dur, 7#)
2) <em>Для того, чтобы определить знаки в мажорной тональности <u>с бемолями</u>, мы будем двигаться вверх по квартам.</em>
Зная, что в C-dur нет знаков при ключе:
-ч.4 от до - фа (F-dur, 1♭)
-ч.4 от фа - си♭ (B-dur, 2♭)
-ч.4 от си♭ - ми♭ (Es-dur, 3♭)
-ч.4 от ми♭ - ля♭ (As-dur, 4♭)
-ч.4 от ля♭ - ре♭ (Des-dur, 5♭)
-ч.4 от ре♭ - соль♭ (Ges-dur, 6♭)
-ч.4 от соль♭ - до♭ (Ces-dur, 7♭)
<u>II способ</u>
1) Чтобы определить знаки в мажорной диезной тональности, запомним, что <em>последний диез находится на полтона ниже от тоники мажора</em>. То есть от тоники мажора строим м.2 вниз - получаем последний диез, определяя тем самым знаки:
Возьмем тональность Ля мажор. Тоника - ля. м.2 от ля вниз: ля-соль#. Получаем, что соль# - последний диез в тональности. Перечисляем все диезы по порядку: фа, до, соль (3 диеза), это и будут знаки при ключе.
Исключением является тональность До мажор, в которой знаков нет.
2) Чтобы определить знаки в мажорной бемольной тональности, запомним, что <em>предпоследний бемоль является тоникой мажорной тональности</em>:
Возьмем тональность Ля♭ мажор. Тоника - ля♭. Из этого следует, что си♭ми♭ля♭ бемоли при ключе уже стоят. Как говорилось выше, предпоследний бемоль является тоникой тональности, то есть нужно добавить еще один бемоль: ре♭. Получаем, что в тональности Ля♭ мажор при ключе стоит 4♭: си, ми, ля, ре.
Исключением является тональность ля минор, в которой знаков нет.
Зная, что в минорной тональности такие же знаки, какие и в параллельном ему мажоре (и наоборот), найдя знаки в мажорной тональности, можно сразу же определить знаки и в минорной тональности, параллельной ей.
Пойдем по дороге добра,
А не по дороге зла.
И будем мы дарить друг другу цветы.
И не будем мы злы.
А знаешь, что есть дорога добра?
Она поведет тебя туда где тебе станет приятно.
Ведь дорога добра самая лучшая самая добраю и не худшая.
Ты сделаешь добро и оно к тебе вернется .
Ты зделаешь зло и оно к тебе придет, но дорога добра веселей, и дружней.
Норм?как-то так!
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом,
Идет направо-- песнь заводит,
Налево-- сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.