Это к мцири Рассмотрим два стихотворения с одинаковым заглавием: «Узник» Пушкина и Лермонтова. У них одна тема – стремление к свободе. (Напомним: тема – то, о чем говорится в произведении; в лирическом произведении говорится о переживании, вызванном какими-либо явлениями жизни. ) А идеи (обобщающая, эмоциональная, образная мысль, выраженная средствами языка) различны, ведь они определяются личностью автора и окружающей его действительностью, передаются посредством отбора и организации словесного материала. Обратите внимание на первую строку пушкинского «Узника» : «Сижу за решеткой в темнице сырой» . Существительные несут отрицательную эмоциональную окраску и передают тяжелое, мрачное состояние узника – лирического героя стихотворения. Однако дальше появляется движение: если в первой строфе всего два глагола, то во второй их девять, да и существительные – взглядом, криком — говорят о действии, все это придает тексту динамизм. Пушкин-романтик в 1820 году, в пору подъема общественного сознания, надежд, рожденных победой в Отечественной войне 1812 года, создал стихотворение «Узник» , воплотив в нем свою личную и народную веру в то, что мечта о свободе реальна, что человек может вырваться из темницы и что стремление к свободе для него естественно. И потому колорит этого произведения – светлый, песенный, фольклорный. Прошло 12 лет, и другой поэт, М. Ю. Лермонтов, в 1832 году пишет стихотворение «Желанье» («Отворите мне темницу…») . Он восклицает: «Дайте раз на жизнь и волю, /Как на чуждую мне долю, / Посмотреть поближе мне» . Нельзя не почувствовать, что состояние этого узника безнадежно. Он мечтает потешиться «в буйном споре / С дикой прихотью пучин» и вместе с тем – о покое, о том, чтобы его усыпляло и пробуждало журчание фонтана. Свобода для поэта – неосуществимая мечта, соединение борьбы и покоя, что только и может дать ощущение полноты жизни. Как это похоже на то, что выражено в тогда же созданном «Парусе» и в более позднем стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» . А в 1837 году из начала «Желанья» выросло новое стихотворение. М. Ю. Лермонтова "Узник". Слова несут положительную эмоцию: сиянье дня, черноглазую девицу, черногривого коня, красавицу, сладко. Правда, это в мечтах, а реальность – темница. И это показано средствами антитезы – излюбленного лермонтовского приема. Полнота чувств, красота и воля существуют, но не для узника: «Черноокая далеко, / В пышном тереме своем; / Добрый конь в зеленом поле… » А то, что окружает узника, представлено во второй и третьей строфах: окно тюрьмы высоко, дверь тяжелая с замком, стены голые, тускло светит луч лампады, звук шагов часового. Меняется эмоциональная окраска лексики: одинок, нет отрады, голые, тускло, умирающим. Слова, как и в пушкинском стихотворении, приобретают большую значимость: сиянье дня, черноглазую девицу, красавицу младую, черногривого коня, в степь, как ветер, улечу — все это символы свободы, полноты жизни, гармонии с миром. Но слова же говорят о безнадежности положения узника, о недостижимости свободы, хотя это стремление высоко и прекрасно. Отбор слов свидетельствует, что для обоих поэтов свобода – безусловная ценность, важнейшее благо. Но у Пушкина вначале показана тоска узника, а затем реализуемая мечта о свободе, и стихотворение заканчивается на радостной, высокой ноте. И читатель проникается верой поэта в возможность и необходимость свободы. Читатель проходит вместе с героем путь от неволи к свободе, от мрака к свету, и торжество свободы в финале вполне реально. А Лермонтов, воспевая свободу в начале стихотворения, к финалу охвачен чувством безнадежности. Вследствие такой организации словесного материала в его произведении свобода предстает как недостижимая мечта, которая сталкивается с мрачной реальностью. Но лирический герой живет этим стремлением, и страсть его такой силы, что у читателя тоже возникает жажда свободы, неприятие жизни в неволе. <span>Сравнение помогло нам понять художественный образ-переживание обоих произведений, чувства и мысли каждого поэта.</span>
Посвящение: "Для вас, души моей царицы".Лукоморье.
Песнь первая:
1) Пир в честь свадьбы Руслана и Людмила. 2) Вещая песнь Баяна,три соперника Руслана. 3) Людмила, похищена безвестной силой. 4) Награда в полцарства и Людмилу,в супруги. 5) Пещера Финна,.судьба похитителя Черномора. 6)История любви старца и Наины.
Песнь вторая:
1) Возвращение Рогдая и встреча с Фарлафом. 2) Предсказание Наины. 3) Людмила в замке Черномора,шапка невидимка. 4) Поединок,гибель Рогдая от руки Руслана.
Песнь третья:
1) Змея-Наина в замке колдуна. 2) Исчезновение Людмилы -невидимки. 3) Бой Руслана с Головой. 4) История брата Черномора. 5)Тайна силы Черномора и волшебный меч.
Песнь четвёртая:
1)Хан Ратмир в замке прекрасной Девы. 2) Руслан на пути к замку колдуна. 3) Коварство Черномора и Людмила в сетях колдуна. 4) Рога звон ,Руслан в обители злодея.
Песнь пятая:
1)Битва в облаках. 2)Потеря карлой бороды. 3)Спящая Людмила. 4)Голос Финна и возвращение домой. 5)Вечный сон Головы и рыбак Ратмир. 6)Коварство Наины и убийство Руслана Фарлафом.
Песнь шестая:
1)Возвращение предателя в Киев. 2)Ложь Фарлафа. 3)Воскрешение Руслана вещим Финном,волшебное кольцо. 4)Осада Киева и бегство печенегов от Руслана. 5)Пробуждение Людмилы. 6)Прощение Фарлафа и карлы,конец бедствий и пир.
Сочинение на тему "Война в судьбе ребенка Ванюши" предлагаю составить так:
Война - это всегда беззащитность, страх, потеря близких, одиночество и нищета. Наш народ знал, что значит это такое, война 1941-45 гг. оставила горький след в сердцах тысяч людей. В войне страдали все, независимо от пола, расы и возраста. Но больше всех мучились дети, оставаясь в абсолютном одиночестве и бедности. Остался сиротой и персонаж из произведения Шолохова "Судьба человека" - мальчик Ванюша.
Мальчик остался совсем один, ведь его родителей забрала война. Автор описывает Ваню так: "Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечёсаный, а глазёнки - как звёздочки ночью после дождя". Но Ване повезло - для него нашлась еще одна такая же одинокая душа, как он сам - Андрей Соколов. Мужчина с большим сердцем усыновил Ванюшу и теперь старается сделать все для счастливой жизни этой маленькой семьи.