Текст о выдумчивой девочке которую похитили разбойники. Но она дождалась подходящего времени и сделала куклу из соломы и посадила ее у окна. Обмазалась медом и обвалялась в перьях. И как птица убежала.
Кладовая солнца" М. М. Пришвина - сказка-быль, в которой переплетаются и правда, и вымысел, и легенда, и жизнь. Уже сам зачин произведения словно вводит нас в волшебный, сказочный мир: "В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переяславль-Залесского, осиротели двое детей... ". Но в то же время мы понимаем, что описанные события происходили на самом деле. Во-первых, автор точно указал место и время, во-вторых, рассказ ведется от лица человека, жившего по соседству, а в сказках обычно говорится, что дело было "давным-давно", и происходило оно "в тридевятом царстве, тридесятом государстве".
Настя и Митраша - главные герои. "Золотая Курочка" и "Мужичок в мешочке", как ласково называли их соседи. После смерти родителей им досталось все крестьянское хозяйство: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети заботились обо всех живых существах. Настя, занимаясь женскими домашними делами, "хлопотала по хозяйству до ночи". На Митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. Так дети жили дружно, не зная горестей и бед. Это описание жизни ребят тоже напоминает сказку - чудесный мир, где все живое взаимосвязано.
Сказочные герои всегда противостоят врагам: ведьмам, Кощею, Бабе Яге и другой нечисти. Так и герои "Кладовой солнца" оказываются в ситуации, когда они должны противостоять опасностям и злу (которое может таиться не только вокруг, но и внутри самого человека) . Однажды, вспомнив о том, что в лесу есть палестинка, на которой растет самая вкусная клюква, Митраша и Настя отправляются туда, чтобы набрать побольше этой "полезной для здоровья ягоды". А дорога на чудесную палестинку лежит через Слепую елань - гиблое место, где пропало много людей и животных. Пройдя полпути, Настя и Митраша присели отдохнуть на Лежачем камне в Блудовом болоте, о котором существовала легенда, что лет двести тому назад ветер-сеятель принес сюда два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку, и из них проросли два дерева. Их корни переплелись, а стволы тянулись к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой за питание, воздух и свет. И когда ветер качал эти деревья, ель и сосна стонали на все Блудово болото, словно живые существа. Так и Настя с Митрашей иногда спорили между собой. И не случайно ссора, случившаяся между ними, произошла под этими деревьями. У Пришвина природа принимает участие в судьбе героев, она изображена не только живой, но и имеющей Душу, которая, как у человека, радуется, печалится, любит, страдает (эти же приемы очеловечивания природы мы встречаем и в сказках) .
У камня, где отдыхали ребята, "довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой: одна, хорошая, плотная тропа, шла направо, другая, слабенькая, прямо". Это тоже сказочный прием: очень часто былинные и сказочные герои оказываются перед выбором
"Кладовая солнца" - удивительная сказка-быль, которая заставляет задуматься о своем отношении друг к другу и к миру вокруг нас, дает нам новые знания о жизни, учит любви и внимательному отношению к природе.
1. Образовательная:
ввести учащихся в мир древнерусской повести о «Петре и Февронии Муромских»;
показать жанровое своеобразие Повести…» как одного из средств создания образов Петра и Февронии;
раскрыть образы святых Петра и Февронии;
помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков;
показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.
2. Развивающая:
формировать навык вчитывания в подтекст произведения, умение цитировать;
развивать аналитические способности уч-ся, логическое мышление, устную и письменную речь;
совершенствовать навыки характеристики героев.
3. Воспитательная:
воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать;
воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;
посредством музыки воспитывать эстетический вкус уч-ся.
Словарная работа: святой, нравственность; митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивые, праведные, иночество, канонизация; сказка, повесть, житие; преподобный, блаженный, смиренный; милосердный.
Оборудование урока:
Компьютерная презентация к уроку.
Выставка произведений древнерусской литературы и репродукций живописи (икон).
Аудиозапись церковного песнопения.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок. Добрых вам открытий!
Психологическая подготовка к восприятию произведения древнерусской литературы
- Многие из Вас, ребята, были в церкви. Давайте еще раз окунемся в эту святую тишину и всмотримся в лики святых.
Звучат церковные песнопения. Медленно чередуются с помощью мультимедийного оборудования репродукции образов древнерусской иконописи.
-Как вы думаете, изображение на иконах — это изображения реальных личностей, простых людей, которые жили когда-то или нереальных, вымышленных?
(Это обычные люди, но они были необыкновенны по отношению к окружающим людям, они обладали высоким чувством человеколюбия).
-Почему же они стали святыми? (Люди причислили их к лику святых, потому что они были образцом нравственных и духовных ценностей.
-Кто такой святой? (Святой – это человек, посвятивший себя богу.)
-Правильно, ребята. Святой – это человек, посвятивший себя богу, делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения.
Гринева пригласили на обед в дом коменданта, а там он и встретил Машу (которую Швабрин ему уже описал как полную дуру).