Голова «Что не весел, что головушку повесил?», «Терпи, голова. в кости скована», «Голова чешется – брань на себя слышать».
Лицо «Сердце веселится, и лицо цветет», «В худом житье лицо чернеет, в добром – белеет», «Что на сердце варится, в лице не утаится», «Не спрашивай здоровья, а глянь на лицо. Суди не по годам, а по ребрам (по зубам)»
Волосы «В добром житье сами кудри вьются, в худом – секутся», «Не время волос белит, а кручина», «Розумна голова богато волосу не держит».
Глаза «Глаза - зеркало души», «У страха глаза велики», «Видна печаль по ясным очам, а кручина – по белу лицу»
Рот «Как мошна пуста, так запекутся уста», «У насмешливого зубы белы», «Ртом болезнь входит, а беда выходит», «Кабы не зубы да губы, так бы и душа вон», «У кого что болит, тот о том и говорит»
Нос «Кто весел, а кто нос повесил», «Смерть на носу»
Шея «У спесивого кол в шее», «Кому кнут да вожжи в руки, кому хомут на шею»
Плечи «Взвалить на свои плечи», «Много надежды впереди, а смерть за плечами», «Горе с плеч долой, скинь горе с плеч»
Спина «Была бы спина, найдется и вина»
Сердце «Сердце не камень», «Камень от сердца отвалился», «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу», «Ржа железо ест, а печаль – сердце», «Яко червь сушит дерево, так печаль губит сердце», «Сердце петухом запело», «Гнев человеку сушит кости, крушит сердце», «Тебе смешно, а мне до сердца дошло (а ему тошно)», «Сердце не дробит – голова не болит», «Душа не стерпит, так сердце возьмет. Возьмет сердце, как душа не стерпит»ю
Руки «Судьба придет – по рукам свяжет», «Судьба придет, ноги сведет, а руки свяжет», «Ах да рукою мах», «За что ни возьмется – все из рук валится», «Жарко желают, да руки поджимают»
Живот «Не нас, сирот, а себя в живот (разит злой)», «Разорви тому живот, кто неправдой живет»
Печень «Ты у меня в печенках сидишь», «Не сердись – печенка лопнет»
Ноги «не пил, не ел, а ноги подломились, что с похмелья (горе – не беда)», «Беды и печали с ног скачали», «Печаль не уморит, а с ног собьт»
Телосложение «С печали не мрут а сохнут», «Кручина иссушит в лучину», «Тощ, как хвощ; живет тоненько да помаленьку».
Будучи романтиком, тонко чувствуя психологию этого направления в литературе, Лермонтов создаёт своего лирического героя — изгнанника, характерными чертами которого становятся стремление к часто недостижимому идеалу — свободе, жажда борьбы с «холодным» окружающим миром «масок», отторгающим героя. В связи с образом героя лирики Лермонтова появляются центральные мотивы его поэзии — мотивы странничества, изгананничества, скитальчества, не удивительно, что одним из ключевых образов, помогающих раскрыть мотивы, становится образ дороги. Лирический герой М. Ю. Лермонтова — скиталец, находящийся в вечном пути, при этом дорога становится символом безостановочного движения, искушающего душу странника.Образ дороги, олицетворяющий стремление к недостижимому идеалу, желание и невозможность действовать, двигаться вперёд, появляется в стихотворении «Утёс». Утром в путь она [тучка] умчалась рано, По лазури весело играя, По мысли М. Ю. Лермонтова именно действие — дорога к бессмертию, забвение же для героя гораздо страшнее смерти Однако желания действовать, наличия дорог в жизненном пути недостаточно для успокоения, гармонии души, а значит, счастья личности, поэт говорит о необходимости нравственных ориентиров пути. В стихотворении «Слова разлуки повторяя...» лирический герой рассказывает о своей возлюбленной, чья душа «полна надежд», ибо «смело» верует в «жизнь другую», «мир святой», а потому она «двух жизней сердцем достойна», в отличие от самого героя, которому «довольно и одной», ибо он разуверился в прежних идеалах и не обрёл новые жизненные ориентиры («Я схоронил навек былое...»), он с безысходностью вопрошает:Тому ль пускаться в бесконечность, Кого измучил краткий путь? В лирике Лермонтова часто звучит мотив, дополняю щий образ дороги, — странничества и одиночества, при чинами которых являются рефлексия и бесцельность существования: ...я мчался без дорог... ...и летел, летел я Далеко без желания и цели — («Ночь I») Таким образом, Лермонтов говорит о значимости духовных ориентиров, целей бесконечных жизненных дорог. Важно отметить, что в поздней лирике поэта вес больше и больше внимания уделяется именно прхиотпоипым исканиям, образ лирического героя-изгншшикп трансфер мируется в образ «духовного скитальца», в то время как дорога становится символом нравственного совершенствования, душевных исканий и внутренних метаний.Связь образа дороги с образом звёзд прослеживается и в поэме «Мцыри»: ...ни одна звезда не озаряла трудный путь. В поэме дорога главным образом олицетворяет «трудный путь» героя к достижению идеала — свободы и потерянной родины. Для обретения желаемого он бежит из монастыря во время грозы, когда испуганные монахи «ниц лежали на земле». Однако Мцыри вырос взаперти и не приспособлен к жизни на воле. На своём пути он негре чает девушку-грузинку, к которой не решается подойти, а «дорогою прямой» пускается, «робкий и немой», в сторону гор и скоро теряет дорогу в лесу. Кульминация поэмы — бой Мцыри с барсом, когда силы и дух главного героя достигают наивысшего подъема. В поэме «Мцыри» дорога — не только поиск идеала героем, но и композиционная основа произведения, она объединяет три блаженных дня в бегстве главного героя, которое является сюжетообразующим событием. Дорога — композиционная опора не только поэмы «Мцыри», но и романа— путешествия «Герой нашего времени». Являясь лейтмотивом, образ дороги пронизывает всё произведение, именно в дороге происходят встречи и расставания, завязываются и решаются многие проблемы: дорога в Койшаурской долине — повод для знакомства рассказчика главы «Максим Максимыча» с героем этой части романа, в дороге умирает Бэла, похищенная Казбичем, «в тёмной улице» убивает Вулича «пьяный казак», предсказывая себе раннюю смерть по дороге, умирает Печорин, «возвращаясь из Персии». Очень часто в романе описание дороги используется автором для изображения необычайной красоты природы Кавказа, нередко дорога наделяется эпитетами «опасная», «трудная», «пыльная», «кремнистая». Окружающая природа вызывает восторг Печорина в начале повести «Княжна Мери», врачует, исцеляет его лучше, чем любой женский взгляд, и особенно приковывает его внимание по дороге к месту дуэли, природа передаёт состояние души героя: «Я помню — в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу». Контрастно данному изображению природы во время погони Печорина за Верой, когда конь «мчал его по каменистой дороге», образ дороги символизировал бесцельное движение в никуда, напрасные лихорадочные действия, а увиденное Печориным после («я узнал близ дорог.труп моего коня; седло было снято...») — жизненный тупик, из которого трудно найти выход.