Притчи: — Слушай наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей.
— Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, —
потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота;она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.
— Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.
— Мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие.
— Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?
Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:
и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.
Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.
— Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение — блуждает.
— Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится.
— Благонравная жена приобретает славу мужу.
— Ленивцы бывают скудны, а трудолюбивые приобретают богатство.
— Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.
— Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего — благословение.
— Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит.
— Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.
— Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его.
— Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует.
— Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.
— Учение мудрого — источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
— Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость.
— Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.
— От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
— Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.
— Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.
— Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.
— Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий.
— И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным.
— Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.
— Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку — безумен и нечестив.
— Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат.
— Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется.
— Многие заискивают у знатных, и всякий — друг человеку, делающему подарки.
— Дом и имение — наследство от родителей, а разумная жена — от Господа.
— Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.
Марья Ивановна проявила несомненную самоотверженность, ухаживая за Гринёвым, она просто и без жеманства призналась в своих чувствах, но условием её помолвки с Петром поставила согласие его родителей. Отрицательный ответ, полученный им. не вызвал у Маши протеста. «Покоримся воле Божией», — говорит она ему. Гринёва совершенно не устраивала такая пассивная позиция и непонятная готовность жертвовать собственным счастьем. Он-го явно не воспринял отказ отца как выражение воли Божьей. Но выбор Маши не оставлял выбора ему. Неудивительно, что он впал в депрессию. Как по-настоящему влюблённый человек, он уважал свою избранницу, уважал её решения, поэтому не мог принудить выйти замуж насильно. Но чувства, не находя должного выхода, стали его разрушать. Отсюда вывод: подлинное чувство к другому человеку, а тем более чувство взаимное, стоит выше условностей переменчивого быта и имеет полное моральное право на существование и реализацию.
Желчное письмо отца трудно принять, но понять можно, потому что он жаждал видеть в сыне человека с незапятнанной репутацией и был далёк от того, чтобы видеть в нём взрослого самостоятельного человека. Оскорбления, которыми он осыпал Савельича, вызвали у того настолько достойную реакцию, насколько старый слуга мог себе позволить.
В народную песню, вынесенную в эпиграф, A.C. Пушкин вкладывает печальный смысл, показывая, насколько типична была описанная им ситуация. Девушка была, как правило, не вольна в своих чувствах, зачастую это относилось и к молодому человеку. Под тем предлогом, что их сын или дочь ещё молоды и не могут совершить обдуманный выбор, родители отказывались дать своё благословение, почитавшееся обязательным при помолвке. Иногда причиной было имущественное неравенство, иногда— простое самодурство. В результате слова Маши, обращённые к Гринёву, фактически в точности совпадают со строками эпиграфа: «Коли найдёшь себе суженую, коли полюбишь другую — Бог с тобою, Пётр Андреич...»
<span>КИМ (англ. Kim) — герой романа Р.Киплинга «Ким» (1901), сын солдата-ирландца из полка, расквартированного в Индии. Оставшись сиротой, К. становится уличным мальчишкой, перенимает язык и обычаи восточного базара. Перелом в судьбе К. происходит с появлением в городе тибетского ламы, ищущего «реку стрелы», в которую, согласно преданию, упала стрела, выпущенная Буддой. Омовение в этой реке очищает человека от всех грехов. К. становится «чалой» (учеником) этого святого человека, выходит с ним на «великий колесный путь» (дорогу, пересекающую Индию и кончающуюся на границе Афганистана), попадает во многие отдаленные места и сталкивается с огромным числом людей разных каст и разного общественного положения, населяющих многоликую Индию. К. наделен острым природным умом, отличной памятью, способностью привлекать к себе сердца людей; он попадает на заметку английскому полковнику, ученому-этнологу, который возглавляет английскую разведку в Индии. С помощью этого своего покровителя и на деньги ламы К. удается получить хорошее образование, но все равно его тянет обратно — на дороги Индии, и он до конца остается верен ламе. Ким и лама составляют последнюю по времени написания «донкихотскую пару», внедрившуюся в английскую литературу после перевода быстро ставшего популярным романа Сервантеса (Дон Кихот и Санчо Панса; Там Джонс и Партридж у Филдинга; Пиквик и сэр Уэллер у Диккенса и др.). К.— пример практичности, и при этом привязанности к идеалисту ламе. Но по окончании школы он становится еще и агентом английской разведки; сопровождая ламу, заодно выполняет задания секретной службы, открывающей, по мнению Киплинга, широкое поле деятельности для людей, подобно Киму хорошо знающих и любящих свою страну. Ряд приключений К. связан также и с этой стороной жизни.</span>
1. 1813-1816 гг. – лицейские годы. 1817-1820 гг. - жизнь в Петербурге. 1820-1824 гг. - Южная ссылка. 1824-1826 гг - Михайловский. 30-е годы - Болдинская осень. 1831-1836 гг. - творческий период.<span />