Главным действующим лицом романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” является Печорин.
События, описанные в произведении, происходят на Кавказе. И это, вероятно, не является случайностью, так как в то время сюда отправлялись люди, преследуемые правительством. К их числу принадлежал и Печорин, сосланный на Кавказ за какую-то нашумевшую в Петербурге историю. Здесь он увиделся с Грушницким, прибывшим на воды залечивать раны. Печорин и Грушницкий вместе служили в действующем отряде и встретились как старые приятели.
Грушницкий — юнкер, он как-то по-особому носит свою толстую солдатскую шинель, говорит пышными фразами, маска разочарованности не сходит с его лица. Производить эффект — основное его наслаждение. Цель его жизни — сделаться героем романа. Он самолюбив. Скучающий Печорин от нечего делать решил сыграть на самолюбии приятеля, заранее предчувствуя, что одному из них несдобровать. И случай не замедлил себя ждать. Печорин вынужден был вызвать Грушницкого на дуэль за гнусную клевету, которую распространил тот в отношении своего друга. Подстрекаемый “своими друзьями”, Грушницкий, чтобы не выглядеть трусом, принял вызов.
В ночь перед дуэлью Печорин не мог заснуть и мысленно спрашивал себя: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” И с тоской заметил, что он не угадал своего “назначенья высокого”, “утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни и играл роль топора в руках судьбы”. Печорин ощущает присутствие в нем двух человек: “...один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...” Герой наш, глубоко и тонко чувствующий природу, перед поединком всматривается в каждую росинку и говорит: “Я не помню утра более голубого и свежего...”
И вот Печорин стоит под дулом пистолета. Условия дуэли очень жесткие. При малейшем ранении можно очутиться в пропасти. Сколько самообладания, выдержки у него! Он знает, что его пистолет не заряжен, что через минуту может оборваться его жизнь. Ему хочется до конца испытать Грушницкого. Но тот забывает о чести, совести и порядочности, когда затронуто его самолюбие. В мелкой душе Грушницкого не пробудилось великодушия. И он выстрелил в безоружного человека. К счастью, пуля только оцарапала колено соперника. Презрение и злоба охватили Печорина при мысли, что этот человек с такой легкостью мог убить его.
Но несмотря ни на что, Печорин готов простить своего противника и говорит: “Грушницкий, еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все, тебе не удалось подурачить, и мое самолюбие удовлетворено”. Грушницкий, сверкнув глазами, ответил: “Стреляйте. Я себя презираю, а вас ненавижу... Нам на земле вдвоем нет места...” Печорин не промахнулся.
Автор показал, что перед лицом смерти герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с помощью интриганов в глупое положение. Печорин готов был простить его, но в то же время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков. Чувствуя свое одиночество среди водяного общества, среди людей, подобных Грушницкому, осуждая это общество, Печорин сам является рабом его Морали.
Жил он в имении своего отчима А. А. Бострома, которого любил как родного отца, под Самарой, в усадьбе Сосновка. Главного героя - мальчика Никиту - писатель наделил собственным богатым воображением и впечатлительностью. Образы его родителей писатель создал по типажу собственных. Причем маму Никиты зовут так же, как и маму Алексея Толстого - Александрой Леонтиевной. Образ учителя Аркадия Ивановича создан, основываясь также на реальной личности - репетиторе Аркадии Словоохотове. Автор, не переименовывая, ввел в канву повествования своих друзей детства - Мишку Коряшонка и Степку Карнаушкина. Богата разнообразными персонажами повесть "Детство Никиты". Краткое содержание произведения предельно кратко можно выразить как погружение читателя в сказочный мир детства.
Основные особенности древнерусской литературы:-рукописный характер,соблюдалась ритуальность,композиция написания,-анонимность авторов,при написании не указывался автор,нередко имена авторов добавлялись гораздо позднее,при переписывании ссылались на первоисточник,-историзм и связь с церковной тематикой,произведения литературы связаны с историческими личностями и событиями,библейскими сюжетами,-использование русского народного творчества,фольклора,патриотизм произведений.Жанры древнерусской литературы:1)Житие-описание жизни ,подвигов канонизированных церковью выдающихся людей -"Житие Александра Невского".2)Хождение-прославление путешествий или паломничеств к святым местам-"Хождение за три моря" Афанасия Никитина.3)Поучение-наставление потомкам,заветы молодому поколению,поучительного характера-"Поучение Владимира Мономаха".4)Воинская повесть-описание ратных подвигов,прославление победных сражений русских воевод-"Сказание о Мамаевом побоище".6)Летопись-исторические произведения,хронология событий по летам,с описанием всего происходящего-"Повесть временных лет".7)Слово-духовное произведение,написанное в прозе и передающее поучение потомкам-"Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона.