динокий охотник берет на воспитание сиротку и спасенную ее кошку: их жизнь течет спокойно и размеренно: охотник добывает животных, сиротка (ее имя Даренка) готовит нехитрую еду. По вечерам Даренка любит слушать занимательные рассказы старого охотника. Ее любимый - про Серебряное копытце.
Найти Серебряное копытце - давняя мечта охотника. Но однажды, когда он был на охоте, волшебный козлик сам нашел дорогу к их с Даренкой дому. Однажды Даренка услышала стук: вышла из домика и увидела, как при каждом ударе из под копытца козлика вылетают драгоценные камни.
Когда охотник вернулся, он не узнал свою избушку: она вся сияла от разбросанных вокруг нее драгоценных камней. Охотник собрал их в шапку, теперь у них с Даренко появилась возможность жить-не тужить. Вместе с Серебряным копытцем пропала и кошка (она, скорее всего, была волшебная).
Язык Пушкинской лирики, как и все гениальное, прост.
Настроение стихотворения создается несколькими штрихами,
несколькими эпитетами, например, в "темнице сырой".
Олицетворение в конце ("гуляет ветер") придает ощущение
свободы, воли.
Лирический герой сравнивается со "всокрмлённым
в неволе орлом ",это сравнение только усиливает
противоречие между его физическим заключением и
его рвущейся улететь душе.
Эпитеты: (в темнице сырой, кровавую пищу)
нагнетают негатив, передают состояние угрюмости,
безрадостности состояния узников.
эпитет "орел молодой"
в этом контексте его роль – подчеркнуть насилие
над природой. Молодости нужен простор.
Метафора- мой грустный товарищ;" всокрмлённый
в неволе-придаёт особо тяжелый "привкус" -
никогда не знавший свободы герой.
Мы вольные птицы.
Олицетворения: зовёт взглядом, хочет вымолвить,
гуляет ветер.
В образе Пушкинского орла есть что-то от птицы,
а что-то от человека.
Движение передаётся глаголами: сижу, клюёт.
Динамики нет. И хотя КЛЮЁТ – действие,
<span>но обстоятельство ЗА ОКНОМ "замыкает" его.</span>
Можно ли назвать Мцыри романтическим героем?
Лермонтову, как и Мцыри, свойственны "пламенная страсть" к свободе, стремление к действию, "боренью". Его "огненной душе" близок мир романтической поэмы с его экзотическими пейзажами, исключительными обстоятельствами, идеальными героями. Эмоциональная, взволнованная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру, возвышает его настроения и переживания.
...О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил..
<span>Исключительность личности Мцыри как романтического героя подчеркивают и необычные обстоятельства его жизни. Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой "пройти в родимую страну".Автор обращает основное внимание на мир внутренних переживаний Мцыри, а не на обстоятельства его внешней жизни. О них кратко и эпически спокойно рассказывает автор в небольшой второй главе. А вся поэма представляет собой монолог Мцыри, его исповедь чернецу. Значит, такая характерная для романтических произведений композиция поэмы насыщает ее лирическим элементом, который преобладает над эпическим. Не автор описывает чувства и переживания Мцыри, а сам герой рассказывает об этом. События, которые происходят с ним, показываются через субъективное его восприятие. Композиция монолога тоже подчинена задаче постепенного раскрытия его внутреннего мира. Сначала герой говорит о своих затаенных думах и мечтах, скрытых от посторонних. "Душой дитя, судьбой монах", он был одержим "пламенной страстью" к свободе, жаждой жизни. И герой, как исключительная, бунтующая личность, бросает вызов судьбе. Значит, характер Мцыри, его мысли и поступки и определяют сюжет поэмы. Убежав во время грозы, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него монастырскими стенами. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, вслушивается в многоголосый мир звуков. Мцыри ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти "пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом", "горные хребты, причудливые, как мечты". Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком. Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Например, он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах. Своеобразие романтического образа Мцыри состоит в том, что в нем отразились реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия. Лермонтовский герой бросал вызов разуверившимся, апатичным и равнодушным героям "Думы". Белинский назвал Мцыри "огненной душой", "исполинской натурой", "любимым идеалом нашего поэта". Романтический образ Мцыри, лишенный конкретных примет эпохи, преодолел время и пространство и продолжает пробуждать к действию, к "боренью" все новые и новые поколения.</span>