Коли мій вуйко одружувався, був невеличкий стіл де сиділи всі родичі, і мій тато сказав дуже смішний жарт, всі посміялись спокійно і по трошку затихають, а яж ору як дурне, хрюкала як неадекват, та це було не спеціально, вфн мене росмішив.
Смысл этих рассказов в том, что добрые человеческие качества важнее любых наград и званий.
Очарованный странник” вошел в задуманный уже после его создания цикл о праведниках, создававшийся Лесковым в восьмидесятых годах прошлого века. Идея этого цикла родилась в ходе спора с Писемским, который в своих письмах к автору утверждал, что ни в своей, ни в его душе “не может найти ничего, кроме низости и мерзости”. В ответ на это Лесков вознамерился найти и описать несколько истинно праведных образов русских людей. “Неужели, - писал он, - все то доброе и хорошее, что было подмечено другими писателями, одни выдумки и вздор?”
В русской действительности Лесков нашел множество разнообразных образов праведников: это и Несмертельный Голован, и Левша, и солдат Постников из “Человека на часах”, и многие другие. Разнообразны характеры этих героев, разнообразны условия, в которые ставит их автор, но есть одна черта, которая всех их объединяет: их праведность и самоотвержение - не плоды многолетних философствований о праведной жизни, а неотъемлемая, прирожденная часть их душ. И потому эти качества настолько плотно срослись с их естеством, что ни жизненные трудности, ни внутренние противоречия не способны их заглушить.
Все это верно и для очерка “Очарованный странник”. Но главного героя этого произведения, Ивана Северьяновича Флягина, в отличие, например, от Несмертельного Голована, сложно оценить однозначно: насколько сильно природная праведность влияла на его поступки, был ли праведным сам образ его жизни, весь его жизненный путь?
Многие произведения Лескова имеют второе название, помогающее читателю правильно настроиться на восприятие главной мысли автора. Так, и “Очарованный странник” имеет второе название - “Черноземный Телемах”, указывающее на родство этого произведения с “Одиссеей” Гомера.Подобно тому, как царь Итаки в ходе своих скитаний все глубже проникался любовью к своей отчизне, герой “Очарованного странника” в своих странствиях постоянно развивает лучшие стороны своего характера, становясь тем самым “бывалым человеком”. Но в то же время герою удается сохранить изначальное бескорыстие, простодушие, которые столь заметно проявляются в его монастырской жизни.На формирование читательского отношения к герою большое влияние оказывает весь ход жизни Ивана Флягина, очень точно отраженный в названии произведения: он - “очарованный странник”, он идет навстречу своей, уже предопределенной судьбе, и все жизненные испытания, как и их исход, тоже предопределены не столько роком, сколько складом характера главного героя: в большинстве случаев он просто не может поступить иначе. Нетрудно заметить, что на всем протяжении сюжета решающее влияние на жизнь героя оказывает фактор предопределенности: исход его жизненного пути предсказан. Он - “обещанный” сын и так или иначе -сразу (добровольно) или по прошествии многих трудных лет и испытаний - должен посвятить свою жизнь Богу, уйти в монастырь.И Флягин принимает приговор-вызов, переданный ему через душу нечаянно убитого им монаха. На слова о том, что ему предстоит перенести множество опасных испытаний, умирать много раз и не погибнуть, он отвечает: “Чудесно, согласен и ожидаю”.То есть герой не пытается становиться в горделивую позу и сопротивляться судьбе, но полностью отдает себя ее воле и внутренне ожидает исполнения предначертанного, хотя это и объясняется его незрелостью. Поэтому в итоге его уход в монахи - не трагическое ломание шпаги об колено,каковым бы оно могло быть,например, после возвращения из татарского плена или после смерти Груши, а естественный, плавный переход.
Отношение Ивана Северьяныча к своим грехам меняется на протяжении его жизни: до смерти Груши, всколыхнувшей его внутренний мир, он о них почти^не вспоминал, после ее смерти - он мучается ужасно, осознает безнадежность своего положения и говорит, что он “большой грешник”.
Мы видим, что Иван Северьянович Флягин,хотя и совершил в своей жизни достаточно много прегрешений, но сделал это не по собственной воле, раскаялся и искупил их благочестивыми поступками. Поэтому Ивана Флягина можно назвать праведником.
Главный герой трагедии античного драматурга Эсхила «Прометей прикованный» - это титан Прометей. Сюжет трагедии «Прометей прикованный» основан на древнегреческой мифологии. В основе сюжета - конфликт Прометея с верховным богом Зевсом.
Прометей, наперекор воле Зевса, пришел на помощь людям. Он научил их пользоваться огнем, приручать животных, строить корабли, находить полезные ископаемые. Прометей дал людям письменность, научил считать числа. Это вызвало гнев Зевса, который надеялся держать людей беспомощными, в темноте и невежестве, голодными и голыми.
Служители Зевса, Власть и Сила, приковывают Прометея к скале. У героя есть шанс избавиться от мук - он только должен сказать Зевсу имя женщины, которая родит богу сына (это Ио). По пророчеству сын свергнет власть Зевса, как сами боги когда-то свергли власть титанов.
Но Прометей - это олицетворение стойкости, непримиримости, железной воли и выдержки. Он не идет на компромисс с Зевсом и отказывается от свободы: «Я видел падение двух тиранов. Посмотрю, как и третий упадет позорно и скоро».
Прометей готов снести муки, но не смириться. Он свободолюбивый, страстный, ненавидит своих врагов. Прометей верит не в богов, а в людей, в их способности. В то же время, веря в людей, Прометей не ждет от них благодарности или уважения. Он просто жертвует собой ради них. Прометей просто делает то, что считает нужным, что велит ему его непримиренный дух. Он говорит Гермесу, посланнику Зевса: «Свое несчастье я не променяю на недостойное рабство».
Понятие «прометеизм» происходит от имени мужественного титана. Это слово олицетворяет силу духа, стойкость, альтруизм - бескорыстное служение людям, способность пожертвовать собой, несокрушимость и выдержку перед страданиями.
В финале трагедии скала вместе с прикованным Прометеем под удары молнии и раскаты грома проваливается под землю - в страшный Тартар. Однако, Прометей - это бессмертный титан, его нельзя уничтожить. Сильный дух остается непобежденным, отмечает драматург.
Образ Прометея как вечный образ в литературе
Прометей относится к категории «вечных» образов мировой литературы. Образы, которые называются «вечными» в литературе стали воплощением определенных общечеловеческих черт, стали нарицательными для определенного типа людей, явлений. Например, Дон Кихот стал воплощением бескорыстной любви к справедливости, Обломов - символом лени, а Плюшкин - олицетворением скупости, жадности. «Вечные образы» - великое достояние человеческой культуры, классической литературы.
Образ Прометея, созданный в трагедии древнегреческого драматурга Эсхила «Прометей прикованный», также является «вечным» для мировой художественной культуры. Он - воплощение героического самопожертвования ради других, героического, бескорыстного служения людям. Также образ Прометея является воплощением железной воли, крепкого духа, непокорности. Титан Прометей стал символом вечных стремлений и идеалов человечества. Он - сильный герой, который делает осознанный выбор - быть альтруистом, помогать другим, и идет своим путем до конца. Указанные черты характера Прометея является содержанием понятия «прометеизм», которое произошло от имени титана.
Титан Прометей вдохновляет людей быть мужественными, несокрушимыми, с честью и достоинством переносить трудности и пытки, не поддаваться на попытки противников задобрить, подкупить или запугать. Образ Прометея учит целенаправленно, не отступая, действовать во благо других людей, всего человечества.
Вечный образ Прометея, созданный древнегреческим драматургом Эсхилом, издавна вдохновляет писателей, поэтов, художников и других творцов. К образу Прометея в своем творчестве обращались Гете и Байрон.