Воровство, взяточничество, сплетни, подхалимство, хамство, беззаконие почмейстера, неряшливость,
<span>отсутствие нравственных принципов у матери и дочери, оговоры друг друга, фиглярство, ложь, кривляние и наглое враньё пройдохи-Хлестакова. Короче: Гогль собрал в одной пьесе все мерзкие пороки российских чиновников и их родственников. И ни одного положительного персонажа!</span>
<span>В начале романа есть описание тех мест, по которым проезжал Аркадий. Эти два эпизода сопоставляются и в чем-то дополняют друг друга.
"... деревеньки с низкими избенками
под темными, часто до половины разметанными крышами" - это начало романа.
"...</span>кресты поникли и гниют под
своими когда-то крашеными крышами" - это описание кладбища в конце.
В начале романа "..церкви, то кирпичные с
отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и
разоренными кладбищами", в конце - "<span>Как почти все наши кладбища,
оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли..."
Смысл этого сопоставления в том, что как на кладбище не происходит никаких перемен, так и во всей России 60-х годов 19 века. </span>
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» состоит из двух резко противопоставленных частей: бал у предводителя и расправа с солдатом. Вторая сцена имеет особое значение для понимания смысла произведения, именно она дала название рассказу — «После бала» .
Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей; не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняет картину, нарисованную во второй части. В первой части рассказа чудесный бал, прекрасная зала, знаменитые музыканты, белое платье, белые перчатки, белые башмачки, «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза» Вареньки. После бала краски резко меняются: весенний мокрый туман, солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, «сморщенное от страдания лицо» наказываемого.
На первый взгляд, подобный контраст выявляет двуличие полковника, его неестественность на балу и истинное лицо после бала. Но значение рассказа глубже. В сцене бала полковник не только кажется красивым, милым и добрым — он действительно такой, он внимательный и заботливый отец, который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить любимую дочь. Однако, «воинский начальник типа старого служаки» , полковник убежден, что «все надо по закону» : и перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, и, если придет случай, ударить этой рукой в замшевой перчатке провинившегося солдата. Полковник искренен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, по хорошо продуманному распорядку прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем, кто переступил закон.
Толстой не только показывает причудливое сочетание добрых и злых порывов в душе полковника, но и разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.
Одновременно писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, он резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой» . Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».
Хммммм странооо что то здесь не так