ИВАН БЫКОВИЧУ царя и царицы нет детей. Им снится, что царица забеременеет, если съест златопёрого ерша. Ерша ловят, жарят, посуду за царицей подлизывает кухарка, помои выпивает корова. У царицы рождается Иван-царевич, у кухарки — Иван, кухаркин сын, а у коровы Иван Быкович. Все три молодца на одно лицо.Иваны пробуют силу, кому из них быть большим братом. Иван Быкович оказывается сильнее всех... Молодцы находят в саду большой камень, под ним подвал, а там стоят три богатырских коня. Царь разрешает Иванам поехать в чужие земли.Добрые молодцы приезжают к избушке Бабы Яги. Она говорит, что на реке Смородине, на Калиновом мосту, живут чуда-юда, которые все ближние царства разорили.Молодцы приезжают к реке Смородине, останавливаются в пустой избушке и решают по очереди ходить на дозор. Иван-царевич на дозоре засыпает. Иван Быкович, не надеясь на него, приходит на Калиновый мост, сражается с шестиглавым чудом-юдом, убивает его и кладёт шесть голов на мост. Затем идёт на дозор Иван, кухаркин сын, тоже засыпает, а Иван Быкович побеждает девятиглавое чудо-юдо. Потом Иван Быкович ведёт братьев под мост, стыдит их и показывает им головы чудовищ. На следующую ночь Иван Быкович готовится к бою с двенадцатиголовым чудомюдом. Он просит братьев не спать и смотреть: с полотенца в миску будет течь кровь. Перельёт через край — нужно спешить на помощь.Иван Быкович бьётся с чудом-юдом, братья засыпают. Тяжело приходится Ивану Быковичу. Бросает он в избушку свои рукавицы — пробивает крышу, выбивает стекла, а братья все спят. Наконец, он бросает шляпу, которая разрушает избушку. Братья просыпаются, а миска уже переполнена кровью. Они спускают с цепей богатырского коня, сами бегут помогать. Но пока они поспевают, Иван Быкович уже справляется с чудом-юдом.После того чудо-юдовы жены и тёща замышляют отомстить Ивану Быковичу. Жены хотят обернуться смертоносными яблоней, колодцем, златой кроваткою и очутиться на пути у добрых молодцев. Но Иван Быкович узнает об их планах и рубит встреченные яблоню, колодец, кроватку. Тогда чудо-юдова тёща, старая ведьма, наряжается нищенкой и просит милостыню у молодцев. Иван Быкович собирается подать ей, а она берет богатыря за руку, и оба оказываются в подземелье у ее старого мужа.Ведьминому мужу железными вилами поднимают ресницы. Старик приказывает Ивану Быковичу привезти царицу — золотые кудри. Ведьма с горя топится. Старик учит богатыря отворить волшебный дуб и вывести оттуда корабль. А Иван Быкович выводит из дуба множество кораблей и лодок. Несколько старичков просятся к Ивану Быковичу в попутчики. Один — Объедайло, другой — Опивайло, третий умеет в бане париться, четвёртый — звездочёт, пятый ершом плавает. Все вместе едут к царице — золотые кудри. Там, в ее небывалом царстве, старички помогают съесть и выпить все угощение, остудить раскалённую баню.Царица уезжает с Иваном Быковичем, но по дороге превращается в звезду и улетает на небо. Звездочёт возвращает ее на место. Потом царица оборачивается щукою, но старичок, который умеет ершом плавать, колет ее под бока, и она возвращается на корабль. Старички прощаются с Иваном Быковичем, а он вместе с царицей едет к чудо-юдову отцу. Иван Быкович предлагает испытание: на царице женится тот, кто пройдёт по жёрдочке через яму глубокую. Иван Быкович проходит, а чудо-юдов отец летит в яму.<span>Иван Быкович возвращается домой, к братьям, женится на царице — золотые кудри и задаёт свадебный пир.</span>
1) Время написания - 6 июня 1849 год2) Основная тема - предвкушение грозы, символа молодости и беззаботности, ожиданий и преображений.3) Центральные образы: земля, небо, солнце и гроза наделены чертами человека, они главные персонажи произведения: небо и земля - символы связи человека и вселенной, гроза - символ противоречий.Начало стихотворения - борьба солнца с приближением грозы.Середина стихотворения - порывистый ветер и наступление сумрака.Кульминация - молния.Конец стихотворения - солнечное сияние.4) Кольцевая композиция.5 строф.Четырехстопный хорей.Перекрестная рифмовка.Двухсложная стопа с первым ударным слогом.5) Художественные средства:синтаксический параллелизмассонанс аллитерация динамизм (глагольная лексика)цветовая палитра (краски, звуки)6) Тропы:олицетворение - солнце смотрит пыль летит земля принахмуриласьэпитеты - нивы зеленеющие пламень белый и летучийметафоры - потонула земля молния пробиласьФилософская идея стихотворения: смена всех процессов на земле (гроза пройдёт, выйдет солнце и осветит мир новым ярким светом).
Подробнее - на Znanija.com - znanija.com/task/4006612#readmore
Дед внешне похож на козла и хорька:
"...Он вдруг усмехнулся, повернул шею, точно козел, и, схватив бабушку за шею, прижался к ней..."
"...Ты гляди, каков отец‑то, – козленок чистенький!.."
"...входил дед, поднимал кверху лицо хорька, нюхал острым носом воздух..."
У деда тонкие пальцы:
"...постукивая костями тонких пальцев по столу, внушал он..."
"...Он дробно стучал тонкими пальцами по столу, блестели окрашенные ногти, шевелились золотые брови..."
У деда сухое старческое тело:
"...Привалившись ко мне сухим, складным телом..."
"...превращаясь из маленького, сухого старичка в человека..."
"...грозя бабушке маленьким сухим кулаком..."
"...бил с размаху в сухую, гулкую грудь..."
У деда зоркие и острые зеленые глаза:
"...Его зеленые глаза ярко разгорелись..."
"...дед следит за мною умными и зоркими зелеными глазами... мне всегда хотелось спрятаться от этих обжигающих глаз..."
"...спрашивал дед, искоса острыми глазами ощупывая воз..."
У деда рыжие волосы, борода и брови:
"...Дед усмехнулся, весело приподняв рыжие брови..."
"...погладив серебристо‑рыжие волосы на голове, он прибавил..."
"...Я бился в руках у него, дергал рыжую бороду..."
"...Он казался еще более рыжим, чем был раньше..."
Дед - невысокий, маленький старичок:
"...небольшой сухонький старичок..."
"...бабушка была вдвое крупнее деда..."
"...Дед с матерью шли впереди всех. Он был ростом под руку ей, шагал мелко и быстро..."
"...странно, что, маленький такой, он может кричать столь оглушительно..."
"...он же, – маленький против нее, – ткнулся лицом в плечо ей..."
Внешность деда после разорения - в конце повести (глава XIII):
"...А дед еще более ссохся, сморщился, его рыжие волосы посерели, спокойная важность движений сменилась горячей суетливостью, зеленые глаза смотрят подозрительно..."
Дед - своенравный человек:
"...а дед – своенравный..."
Дед - жадный человек:
"...А дедушка смолоду бедности‑горя до́сыта отведал – под старость жаден стал, ему деньги дороже детей кровных, он рад даровщине!.."
"...и заметно становился жаден..."
Дед - умный человек:
"...Он умный, дедушка!.."
Дед - упрямый человек:
"...Упрям старик, – ты бы, господи, вразумил его..."
Дед - суровый человек:
"...сейчас обычная суровость деда тает в нем..."
Дед - завистливый человек:
"...Может, за то бил, что была она лучше его, а ему завидно. Каширины, брат, хорошего не любят, они ему завидуют, а принять не могут, истребляют!.."
Дед совершает злые, жестокие поступки:
"...Мне казалось, что дед злой; он со всеми говорит насмешливо, обидно, подзадоривая и стараясь рассердить всякого..."
Дед жестоко сечет розгами Алексея(главного героя) до потери сознания:
"...Мне до слез трудно было вспоминать, что это он так жестоко избил меня, но и забыть об этом я не мог..." "...Дед засек меня до потери сознания, и несколько дней я хворал, валяясь вверх спиною на широкой жаркой постели..."
Каждую субботу дед порет своих внуков за разные провинности:
"...По субботам, когда дед, перепоров детей, нагрешивших за неделю, уходил ко всенощной..."
"– ...Тебя, поди‑ка, часто будут драть…
– За что?
– Уж дедушка сыщет…"