Случилось это за день до наступления Нового Года. К вечеру совсем метель расхрабрилась. Метёт и кружит, поёт и вьюжит. Избушку, что стоит на окраине города, занесло снегом. Но внутри тепло, хорошо, горит лучина и печётся тёплый хлеб.
Вдруг за дверью послышался какой-то шорох, хозяева открыли дверь и на пороге увидели измученного мальчика. Они впустили его в дом и угостили свежеиспечённым хлебом. Из под пола достали хрустящую капусту и другие солёности.
Федотка, младший сын хозяев, вытащил из своих небогатых запасов самую большую конфету и протянул пришельцу. А старший, Игнат, уступил гостю свою кровать.
Наутро метель успокоилась. Но хозяева не отпустили мальчика, так как он был ещё слаб.
В доме все готовились к встрече Нового Года. Украшали ёлку, собирали на стол простую, нехитрую еду. Появившийся в доме мальчик чувствовал себя хорошо. И вот, когда часы начали бить двенадцать, он встал и сказал:
- Меня зовут Новый Год. Чародейка Метель совсем закружила меня, и мои колдовские чары ослабли. Но доброта творит чудеса. Благодаря вам, я снова окреп и почувствовал свою силу. Я не волшебник, я только учусь. И тут он взмахнул своей волшебной палочкой, и старая хижина превратилась в добротный дом, а вместо скромного угощения появились лучшие кушанья.
Силой художественного воображения писатель создал образ талантливого героя-самородка. Левша — это воплощение природного русского таланта, трудолюбия, терпения и веселого добродушия. Образ Левши воплотил в себе лучшие черты русского народа: сметливость, скромность, самобытность. Сколько таких никому неизвестных народных умельцев было на Руси!
Весь рассказ проникнут чувством глубокого патриотизма. Несомненно, важным моментом является тот факт, что «Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверен, и никакому иностранцу уступать не любил» . Вот что он говорил казаку Платову, веля передать тульским мастерам: «Скажи им от меня, что брат мой этой вещи удивлялся и чужих людей, которые делали инфузорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят что-нибудь сделают» .
Перед большим и малым делом на Руси всегда спрашивали Божьего благословения. И мастера в рассказе Лескова молятся перед иконой Святителя Николая, покровителя торгового и военного дела. Строгий секрет, под которым они делали свое дело, говорит о том, что русские люди выставлять напоказ себя не любили. Главным для них было дело сделать, честь свою рабочую не посрамить. Пробовали их пугать, будто по соседству дом горит, но ничего не брало этих хитрых мастеров. Один раз только Левша высунулся по плечи и крикнул: «Горите себе, а нам некогда» . Горько то, что многие такие самородки России жили в ужасной обстановке попранного человеческого достоинства. И, к сожалению, над многими из них имела власть «анархически-хмельная стихия» , усугублявшая и без того их нерадостное положение. Любой самодур мог ненароком по халатности, по равнодушию да просто по дури погубить талант. Покорность Левши, увозимого неведомо куда из родного края без «тугамента» печально говорит об этом. «Мастера ему только осмелились сказать за товарища, что как же, мол, вы его от нас так без тугамента увозите? Ему нельзя будет назад следовать! » Но ответом им был только Платовский кулак. И эта покорность, сочетающаяся при этом с чувством собственного достоинства, уверенностью в своих умелых руках, с неподдельной скромностью ярко отражена Лесковым в характере Левши.
Патриотизм Левши даже в его наивной простоте вызывает искреннее сочувствие и уважение. Он постоянно подчеркивается автором: «Мы все к своей родине привержены» , «У меня дома родители есть» , «Наша русская вера самая правильная, и как верили наши праотцы, так же точно должны верить и потомки» . Даже чай англичане ему налили из уважения «по-русски, вприкуску с сахаром» . И что только не предлагали они Левше, ценя его талант и внутреннее достоинство, но «ничем его англичане не могли сбить, чтобы он на их прельстился...» .
Его тоска по родине тем сильна, что никакие удобства, явства, новшества не могли удержать Левшу на чужбине: «Как вышли из буфета в Твердиземное море, так стремление его к России такое сделалось, что никак его нельзя было успокоить...» . И что могло быть досадней, плачевней и нелепей поведения Левши на корабле при возвращении из Англии? «Анархически-хмельная стихия» сыграла трагическую роль в его судьбе.
Сказ о Левше, подковавшем стальную блоху, вскоре после написания стал в России преданием, а сам герой — символом удивительного искусства народных умельцев, подлинным типом русского народного характера, его удивительной душевной простоты, внутреннего человеческого достоинства, талантливости, терпеливости и честности. Сам писатель соглашался с обобщающей мыслью рецензента «Нового времени» , что «там, где стоит «левша» , надо читать «русский народ».
Войско единодушно решает идти на Польшу, чтобы
отомстить за все зло и посрамление православной веры. Таким образом,
<span>война приобретает народно-освободительный характер.</span>
Иногда герой чувствует силу любви Веры, сам готов ответить на эту глубокую привязанность. Ему кажется тогда, что она — «единственная женщина в мире» , «которую он не в силах был бы обмануть» . Однако даже в минуты нежности Печорин заставляет страдать ее, думая о привлекательности зла. Не только горе принес Вере герой. Он дарил ей беспредельное чувство, когда тусклой, ничтожной кажется любовь «прочих мужчин» . Сам же Печорин никогда не испытывал полноты чувства. Теперь же любимая женщина страдает и от ревности к Мери, и от того, что пришлось признаться мужу в тайной своей связи.
Трагедия в том, что скепсис Печорина уничтожил в нем непосредственность чувства. Любовь к горянке Бэле и Вере взаимна, но непродолжительна, влюбленную в него княжну Мери Печорин не любит сам.