Можно рассказать, какое сло<span>во?</span>
Родился в деревне Уса (Усова) в центральной Беларуси [2] , точное местоположение которой до сих пор невыясненных за недостачу документальных источников. Происходил из семьи охотника.Начальное образование получил в кафедральной или церковно-приходской школе. Продолжал обучение в университетах Болоньи , Вильнюса , Кракова .<span>Большую роль в его судьбе сыграл меценат Э. Вителлий - секретарь великокняжеской канцелярии, епископ плотский. В 1518 в составе литовско-польской дипломатической миссии (1518-1522), которую возглавлял плотский епископ Эразм телки, Николай Гусовский попал сначала в Аугсбург (резиденция императора Свяшчэнай Римской империи Максимилиана I), а затем в Рим , ко двору папы Льва X. В Италии окончательно сформировались его творческие индивидуальность и литературное кредо. Выполняя заказ Вителлия для папы Льва Х , который хотел услышать правдивое поэтическое слово про охоту на зубров , Николай Гусовский создал в 1521 в Риме свое лучшее произведение «Саrmеn DЕ stаturа fеrиtаtе ас vеnаtиоnе bиsоntиs» («Песня про фигуру, дикость зубра и охота на него »), где изложил многогранную идейно-эстетическую, педагогически-просветительскую программу. В 1523 в Кракове издал в типографии Иеронима Виетэра поэтический сборник « Песня про зубра », состоявший из прозаического посвящения, одноименной поэмы и 11 стихов, написанных преимущественно в римский период. В посвящении, адресованном королеве Боне , поэт просил ее взять на себя государственное опекунство над талантливыми и опытными в науке и искусстве людьми.</span>
Народная пословица: На зеркало неча пенять,коли рожа крива.
Основателем и редактором «Будильника» до 1877 был Н. А. Степанов — карикатурист демократичного направления. В дальнейшем журнал редактировали Н. Кугель, Н. П. Кичеев, Е.Г. Арнольд, В. Д. Левинскийи другие.
Редакционный день «Будильника». 1885 г. Второй слева — А. П. Чехов, крайний справа — В. А. Гиляровский.
В 1860-х годах в «Будильнике» печатались поэты-сатирикиГ. Н. Жулев, Д. Д. Минаев, Л. И. Пальмин, писатель А. И. Левитов, карикатурист А. Лебедев и другие. Начиная с 1864 с журналом сотрудничал К. М. Станюкович. В 1866—1867 литературным отделом журнала заведовал П. И. Вейнберг.
В 1870-х годах сатира и юмор становятся менее острыми. В начале1880-х годов в «Будильнике» под псевдонимами А. Чехонте, Брат моего брата и др. печатался А. П. Чехов. В 1881—1891 в журнале сотрудничал юморист Е. Ф. Кони, сын Ф. А. Кони, брат Анатолия Кони. В 1880-х в журнале публиковались произведения А. В. Амфитеатрова, А. В. Арсеньева, Л. Г. Граве. В «Будильнике» неоднократно печатались российский юморист В. Р. Щиглев и поэт А. Н. Будищев[1].
Маленький человек»… О нем дискутируют и спорят, его обсуждают и помнят, о нем рассказывают и пишут столько лет. Русская литература не может не говорить о тех, кто ничтожен, кто недостоин внимания, кто стал жертвой несправедливости мира и его кровожадных законов.
Кто же такой «маленький человек», к теме которого так неравнодушны известнейшие мастера русской словесности? Он мал, естественно, не в плане роста или остальных физических качеств, он мал социально – его не видят, его не замечают, им пренебрегают. Остро и драматично создаетэтот образ Пушкин в своем «Станционном смотрителе». Тонко прорисовывая трагедию человеческой судьбы, автор подчеркивает кротость и смирение, соглашаясь с судьбой этих людей, искренне желающих, если не сказать жаждущих простых человеческих радостей. Но в то же время автор как бы награждает зрителя бесценным понимаем того, что «маленький человек» — это неизбежность страдания и греха в ожидании высшего блага.
Неравнодушен к этой сложной социальной тематике в своей прозе и Н.В. Гоголь. В повести «Шинель» он, также как и его коллеги-предшественники, сталкивает читателя с суровой и беспощадной социальной несправедливостью. Его «маленький человек запуган, бесправен и жалок, но это не избавляет автора от чувства жалости — он непрестанно защищает своего героя, уважая персонажа, в первую очередь, как личность, бросающую вызов осовремененному обществу.
<span>Социальная тема «униженных и оскорбленных» трогала и Достоевского. Созданное Федором Михайловичем общество – это совокупность мук человеческой судьбы, столько страдания и горя, сколько вряд ли можно вынести. Его «маленькие люди» обладают огромным духовным богатством, душевной щедростью и красотой, но они доведены до такого предела, откуда нет возврата.</span>