1)Экспозиция находится в самой первой главе - описание жизни Насти и Митраши после смерти их родителей.Завязка - Настя с Митрашей идут в Блудово болото за клюквой (3 глава)Кульминация - Митраша утопает в болоте.(8 глава)Развязка - Собака Травка вытянула Митрашу из болота.(11 глава)
2)М. Пришвин имел ввиду борьбу мальчика и болота. Мальчик старался как истинный боец победить болото и выбраться из него. Я согласен(-на) с мнением автора.
Уже сама композиция повести настраивает на восприятие описываемых
событий как наблюдений, отрывков из большого эпического полотна,
охватывающего жизнь сотен людей, с которыми произошло множество
разнообразных историй. Повествование ведётся по принципу «рассказ в
рассказе» и ведется от лица наблюдателя, второстепенного участника
событий – стряпчего Дервиля. Финал обрамляющего рассказа – истории любви
Камиллы де Гранлье и Эрнеста де Ресто – остается открытым, и даже
рассказ Дервиля о Гобсеке не имеет ни начала, ни конца: прошлое
ростовщика окутано многозначительным туманом, а о судьбе его
фантастических богатств не говорится вообще ничего.
У Гобсека свое законченное и во многом верное понимание
современного ему общества. «Повсюду даст бой между бедняком и богачом, и он неизбежен» .
Но из этого верного исходного положения у Гобсека,
тот же циничный вывод: «Поэтому лучше стать эксплуататором,
чем чтобы эксплуатировали тебя» . Он считает, что убеждения, нравственность – пустые слова.
Только личный интерес! Столько одна ценность – золото.
Остальное изменчиво и преходяще.
Векселя,
которые держит Гобсек, по которым он получает деньги, ведут его к
разным, совершенно чужим для него людям. Так, он попадает в роскошный
особняк графов де Ресто. Он рассказывает об этом посещении Дервилю, а
Дервиль – госпоже де Гранлье, ее пожилому родственнику и
ее дочери. На рассказе этом сохраняется двойной отпечаток: ехидной иронии Гобсека и человеческой мягкости Дервиля.
Какой контраст: сухой, желчный старик в полдень в будуаре едва проснувшейся после ночного бала великосветской красавицы.
В
окружающей ее роскоши всюду следы вчерашней ночи, усталости,
небрежности. Острый взор Гобсека постигает и еще нечто: сквозь эту
роскошь проглядывает нищета и, скалит острые свои зубы,
И в облике самой графини Анастази де Ресто – растерянность,
смятение, страх. И все-таки, сколько в ней не только красоты, но и силы!
Гобсек, даже Гобсек, с восхищением на нее посмотрел
Она вынуждена принимать ростовщика в своем будуаре, униженно просить его об отсрочке. А тут еще и муж приходит весьма некстати.
С
наслаждением видит Гобсек, что он держит в своих руках ее позорную
тайну. Она его раба. «Это один из моих поставщиков» , – вынуждена
графиня солгать мужу. Она потихоньку сует Гобсеку что подвернулось из
драгоценностей, чтобы только его спровадить.
Венеция, вечер, война, воспоминание
Маша быстро поняла, что представляет собой Алексей Иванович, который так хочет казаться хорошим, добрым. Гордая Маша отказывается от подарков, что сулит ей Швабрин, хотя явно неизбалованна ими («Одна беда: Маша девка на выданье, а какое у ней приданое? Частый гребень, да веник, да алтын денег…)
Все дальнейшее повествование строится так, что образ «дурочки», как представляет ее Швабрин, и «трусихи» (так называет Машу ее мать, Василиса Егоровна), вырастает до образа сильной, мужественной девушки, гордой и мудрой.
Маша из той категории людей, скромных, незаметных, на первый взгляд, заурядных, которые в трудную минуту преображаются, демонстрируют душевные силы, энергию.
«Трусиха» Маша предпочитает жить взаперти, на хлебе и воде, но не дает согласия стать женой беспринципного, подлого Швабрина: Маша верна любимому человеку и своим высоким моральным принципам.
«Трусиха» Маша ради любимого человека пойдет к самой императрице всея Руси, дабы сказать государыне о невиновности своего жениха, просить великой милости - даровать ему свободу. А ведь подобный шаг могла сделать только отважная, сильная девушка. Не так-то это просто: решиться на встречу и беседу с самой императрицей, расположить ее к себе.
Дав своему произведению такое название - «Капитанская дочка» - Пушкин подчеркнул, что его волнует прежде нравственная проблематика и что Маша олицетворяет собой душевную чистоту, благородство, мужество и скромность.