"Сны Чанга" И. А. Бунина. Собака видит сны о прошлой жизни и путешествиях со своим хозяином-капитаном, они настолько живы в её воображении, что кажутся реальностью.
"Кондуит и Швамбрания" Л. Кассиля. Два брата, обычные подростки, вдвоём придумывают целую страну, создают в своём воображении героев, наделяют его историей и характером.
"За гранью времён" Г. Лавкрафт. Герой в своём воображении переносится в происторический мир, видит, как выглядела наша планета во времена динозавров на самом деле, наблюдает за космической цивилизацией в Антарктиде и записывает всё в свой дневник. А потом сходит с ума.
Повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин поставил
пословицу «Береги честь смолоду» . Именно такой наказ дает
отец главного героя своему сыну, Петру Андреевичу Гриневу, отправляя
его на военную службу. Несмотря на юношеское легкомыслие
и неопытность, Гринев сумел остаться верным отцовскому завету
даже во время трагических событий Пугачевского восстания.
Благородство Петра Гринева проявлялось и в малом и в большом.
По дороге к месту службы он по наивности проигрался человеку, с которым только познакомился. Никакие уговоры Савельича броситься победителю в ноги с просьбой простить долг не заставили Гринева сделать это: проигрался — отдавай.
О чести Петр Гринев помнил даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться жизнью. Это подтверждает случай с дуэлью. Причем здесь Гринев сражается не за свою честь, а за честь любимой девушки. Простить Швабрина, бесстыдно порочащего Машу Миронову только потому, что она отказала ему, Гринев не мог. Честь дворянина и благородного человека не позволяла молодому человеку сделать это. Можно возразить, что Швабрин тоже был дворянином. Но в этом и ответ: быть благородным, поступать по велению совести — удел не только дворян, сословие здесь не имеет значения, здесь важно воспитание, атмосфера, в которой растет человек.
А атмосфера в доме Гриневых была как нельзя более подходящей для того, чтобы из Петруши вырос высоконравственный человек. Мальчику было с кого брать пример. Пушкин от лица Савельича на первых страницах повести знакомит нас с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего...» . Такими словами воспитывает старый слуга Петра Гринева, который впервые напился и вел себя недостойно.
Швабрин — полная противоположность Гриневу. То, что понятие чести незнакомо этому человеку открывается уже в сцене дуэли: используя замешательство Гринева, связанное с окриком Савельича, Швабрин наносит ему удар. Честь для Швабрина ничто по сравнению с жизнью. Чтобы спасти себя от смерти, он запросто становится на сторону Пугачева, бывшего противника, и без сожаления готов вершить суд над теми, кто еще недавно был ему если не товарищем, то сослуживцем и добрым знакомым.
Машу Швабин любит, однако это чувство далеко от благородства: используя свое положение завоевателя, а ее — сироты, он бесстыдно и грубо принуждает девушку стать его женой.
Совсем по-другому ведет себя в истории с Пугачевым Гринев.
Сначала он мужественно идет на смерть, потом честно признается Пугачеву, что не разделяет его взглядов.
Эту прямоту, еще больше, чем благодарность за старую услугу, оценил крестьянский предводитель и помиловал Гринева.
Благородные чувства Гринева проявились и в эпизоде ареста.
Петр не хочет впутывать в историю с Пугачевым Машу Миронову, он слишком ее любит, поэтому и не называет имени девушки.
А ведь поступи он иначе, ссылки могло и не быть.
Это надо было ?
Образ и характеристика Марии Троекуровой в романе "Дубровский" Пушкина
Мария Кирилловная Троекурова - дочь богатого помещика Кирилы Троекурова.
Возраст Маши Троекуровой - 17 лет:
"...ей было семнадцать лет..."
Маша Троекурова - красивая, стройная девушка:
"...красота ее была в полном цвете..."
"...Взоры мужчин и женщин обратились на нее; первые удивлялись ее красоте, вторые со вниманием осмотрели ее наряд..."
"...старый волокита был поражен ее красотой..."
"...прошептала бедная красавица..."
"...Он тихо обнял стройный ее стан и тихо привлек ее к своему сердцу..."
Маша Троекурова рано осталась без матери. Ее мать умерла вскоре после ее рождения:
"...оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку..."
Маша Троекурова очень привязана к своему отцу:
"...Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности..."
В детстве Машу воспитывала гувернантка-француженка:
"...воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими..."
Маша Троекурова всю жизнь живет в деревне:
"...дочь Кирила Петровича росла в глазах родителя..."
У Маши нет подруг. Она выросла в уединении:
"...Она не имела подруг..."
"...выросла в уединении..."
"...Жены и дочери соседей редко езжали к Кирилу Петровичу..."
Маша любит читать книги, заниматься музыкой и гулять:
"...чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кириловну, особенно музыкальные уроки..."
"...Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей XVIII века, была отдана в ее распоряжение..."
На досуге Маша Троекурова вышивает на пяльцах:
"...Марья Кириловна сидела в своей комнате, вышивая в пяльцах, перед открытым окошком [...] Под ее иглой канва повторяла безошибочно узоры подлинника, несмотря на то ее мысли не следовали за работой, они были далеко..."
Мария не любит застолья и пиры, которые устраивает ее отец:
"...Редко наша красавица являлась посреди гостей, пирующих у Кирила Петровича..."
Маша любит читать романы:
"...Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах..."
Маша хорошо говорит по-французски, как большинство образованных дворян:
"...Кирила Петрович по-французски не говорил, и она служила ему переводчиком..."
Маша Троекурова хорошо поет и разбирается в музыке:
"...Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности; Дефорж вызвался давать ей уроки..."
"...Она открыла фортепьяно, пропела несколько нот..."
Маша Троекурова умеет сдерживать свои чувства:
"...Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты..." (о Маше и отце)
"...тут остановилась она, дабы перевести дух и явиться перед Дефоржем с видом равнодушным и неторопливым..."
Маша, как и ее отец (Кирила Троекуров) делит людей на сословия и считает домашних учителей людьми низшего сословия:
"...воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового..."
"...объяснение от человека, который по состоянию своему не мог надеяться когда-нибудь получить ее руку..."
Маша Троекурова любит, когда ей льстят:
"...Марья Кириловна с удовольствием слушала льстивые и веселые приветствия светского человека..."
Мария Троекурова с детства знакома с главным героем, Владимиром Дубровским:
"...на сем самом холму играл он с маленькой Машей Троекуровой, которая была двумя годами его моложе и тогда уже обещала быть красавицей..."
Маша влюбляется в домашнего учителя Дефоржа, который живет в доме Троекуровых. Однако вскоре Маша узнает о том, что на самом деле милый француз - это разбойник Владимир Дубровский:
"...Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь..."
"...Она начинала понимать собственное сердце и признавалась, с невольной досадою, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза..."
Владимир Дубровский влюбляется в Машу и надеется жениться на ней:
"...вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ..." (Дубровский Марии)
"...душа его умела вас любить..."
Однако господин Троекуров решает выдать Машу замуж за старого князя Верейского. Маша надеется, что Дубровский спасет ее. Она даже готова выйти замуж за разбойника Дубровского, только чтобы не стать женой старика Верейского:
"...участь супруги разбойника казалась для нее раем в сравнении со жребием, ей уготовленным..."
"...Нет, нет, – повторяла она в отчаянии, – лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского..."
В конце концов, отец насильно выдает Машу замуж за Верейского. Мария остается со своим законным мужем и отказывается бросать его ради Дубровского. После этого Владимир, судя по всему, уезжает за границу:
"...папенька, не губите меня, я не люблю князя, я не хочу быть его женою..."
"...избавиться от ненавистного брака..."
"...брак пугал ее как плаха, как могила..."