Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева « Муму» . Я бы даже сказала, что он единственный герой этого произведения. Глухонемой рослый богатырь не только внешне отличается от окружающих. Хозяйственный и работящий, Герасим сохраняет в себе доброе, чуткое к чужой беде сердце, по-русски широкую деревенскую душу, невиданное для периода крепостного права чувство собственного достоинства. По словам Тургенева, «могучий, как дерево… на плодородной земле» , он любил землю, хозяином которой не был. Все, что ни делал этот «славный мужик» , совершалось им просто и искренне, от всей души. Работать — так работать, любить — так любить. Нежными и трогательными были чувства великана Герасима к Татьяне, которую по приказу барыни выдали замуж за пьяницу-башмачника. После горького разочарования в любви глухонемой безоглядно привязался к найденной им собачке: «ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей» . Но и эта безобидная привязанность была разрушена своенравной барыней. И все же горести и беды не сломили могучего богатыря. Герасим оставил город, принесший ему столько горя, и вернулся в родную деревню — к земле, деревенскому быту, ко всему, что всегда было дорого его сердцу. И в этом его сила и его победа над превратностями судьбы крепостного крестьянина.
Во-первых, когда впервые князь Верейский к ним пришел, отцу Маши Троекурову он показался очень знатным и достойным человеком, и уже тогда он начал думать о свадьбе князя и его дочери. Когда они совершили ответный визит, Маша даже не представляла о том, что он будет её женихом. И, просто радовалась, как подобает девушке ее возраста. Но когда речь пошла о свадьбе, то она сразу побледнела и в голову начали лезть ужасные мысли. Она не могла воспротивиться слову отца, а если бы и стала, то Троекуров не послушал бы ее. Маша не хотела свадьбы, потому что страстно любила Дубровского. И., решила, рассказать ему все и попросить помощи. Но наступил день венчания... Дубровский так и не успел, и Маша всем сердцем возненавидела князя Верейского. Так как после венчания, она стала законной его женой. И должна быть с нелюбимым человеком, и мучатся до конца своей жизни... Когда Дубровский пришел, она отказала ему из-за того, что уже было повенчана...
То., есть она его ненавидела, потому что она любила другого. А, ее выдали замуж за князя... Князь Верейский, даже не смотря на ее слезы и просьбы не стал отменять свадьбы. Маша понимала, что стала "Украшением" для него... и навсегда потеряла своего возлюбленного.
Самсон варин и сам виноват : он не верил в счастливую дочери , хотел вернуть ее домой . он даже не допускает мысли , что дуня просто не могла жить всегда с ним . страдания бедного смотрителя одновременно и понятны : страх за будущее дочери ,эгоистичны: "уж ей ли не было житье?"виновато в трагедии самсона варина и общество, где человек, занимающий низкуюдолжность, может быть унижени оскорблен - и некто не вступится за него, не поможет,не защитит.
Образ Мцыри сложен: это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и “естественный человек”, и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в пору столкновений и конфликтов с миром.
Лермонтов поставил эпиграфом к « Мцыри » библейскую строку: “Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю”. Мцыри искал не столько “мёда” наслаждений, сколько свободы, познания, родства. Вся вина юноши-монаха — в его возвышенных стремлениях: он не совершал преступлений, не упивался любовью.
Мцыри молод, одна из черт юной души — жажда познания, открытия мира. Мцыри же, “кроме священных, книг не читал”. Его сознание пробудилось, но не имеет пищи. Как одну из причин побега Мцыри называет желание “взглянуть на дальние поля, узнать, прекрасна ли земля, узнать, для веры иль тюрьмы на этот свет родимся мы”. В то же время герой, “который книг не читал”, наделён первозданной чистотой — это “библейский человек”, близкий царству зверей и растений. Его не страшат стихии, он ловит руками молнии и бежит из монастыря в “час ночной, ужасный час”, когда вся братия в ужасе молится. Однако попытки Мцыри слиться с природой обречены на неудачу. Мцыри вступает в схватку с “пустынным барсом” — играющей и свободной силой естественного мира. Естественная среда, с которой стремится слиться Мцыри , противостоит его монашескому воспитанию. Мцыри пытается перепрыгнуть пропасть и вернуться в совершенно иной культурный мир, когда-то родной и близкий ему. Но разорвать с привычным укладом жизни не так просто: Мцыри отнюдь не “природный человек”, он не умеет ориентироваться в лесу, среди изобилия погибает от голода.
За судьбой Мцыри угадывается удел человека, бесконечно одинокого на земле среди “божьего сада природы”.
Сочетание естественности и отчуждённости от мира природы — не единственное противоречие Мцыри . В нём “юность вольная сильна”, и вместе с тем он “слаб и гибок, как тростник”. Бесстрашие, отчаянная смелость соседствуют в его душе с пугливостью. Он рвётся к свободе, но провёл большую часть жизни в тюрьме: “На мне печать свою тюрьма оставила”. Выражая своё восхищение свободным миром, Мцыри сравнивает выси горных хребтов с алтарём (“курились, как алтари”) — и мы сразу узнаём в этом вольном горце “во цвете лет” монаха. Мцыри мечтает обрести дом, но его влечёт в “чудный мир тревог и битв”. Разным началам, непримиримым противоречиям в душе Мцыри “не сойтись никогда”.
<u>Жить для Мцыри значит испытывать сильные чувства, ненавидеть и любить, спускаться в “грозящую бездну”. Он говорит старому монаху: “Ты жил , старик! // Тебе есть в мире, что забыть, // Ты жил , — я также мог бы жить ”. Жизнью Мцыри называет три дня, когда он любовался женщиной, сражался с барсом, блуждал в лесу, искал дорогу к дому.</u>
Не только страстная натура и жажда познания толкают Мцыри на побег: “...душа томится. Идеалы”. Идеал, по которому томится душа Мцыри , — родная сторона. Лермонтов намеренно заменил в поэме слово “бэри” (“монах”) словом “ мцыри ”, что означает ещё и “чужестранец, пришелец”. Родина для Мцыри — это детство души, доблестное героическое прошедшее, “люди прежних дней”. На пути к идеалу Мцыри отвергает встреченные им искушения: он минует “дружные сакли”, манящий дымок спокойного жилья, отказывается от “тайн любви”. Мцыри не сожалеет о своих поисках, не проклинает, а благословляет свободу. В его образе Лермонтов утверждает “вечное искание”, порыв к свободе, право на “беспокойное движение” духа.
Пролог и финал поэмы — космичны, в них участь Мцыри соотносится с вечностью. Монастырь, заведённый порядок, монахи — всё это давно кануло в небытие. Однако всепоглощающее время не может заставить нас сбросить со счёта человека.“Все тревоги и страдания частной судьбы остаются неразрешёнными, её порыв к свободе неудовлетворённым, и исчезновение человека — бесследное исчезновение! — с лица земли отзывается в нашем сознании болезненным диссонансом”