Анализ стихотворения Есенина «Мои мечты»
Решение о том, чтобы перебраться в Москву, Сергей Есенин вынашивал несколько месяцев. Еще до окончания учительской школы будущий поэт твердо решил для себя, что в родное село Константиново, такое любимое и знакомое, он не вернется. И не потому, что боится тяжелого труда сельского учителя. Есенин понимал, что у себя на родине его литературный талан очень скоро будет погребен под слоем повседневных обязательств. В итоге автор выбрал нелегкий путь покорения российской столицы, хотя впоследствии не раз сожалел о том, что принял именно это решение.
Незадолго до того, как отправиться в Москву, Есенин написал стихотворение под названием «Мои мечты», в котором попытался сформулировать, чего же именно он ждет от новой жизни, которая казалась ему такой перспективной и манящей. Однако мнимая свобода совсем не привлекала автора, который понимал, что покорение столицы требует отказа от своих принципов. Он готов был пожертвовать даже ими во имя славы и всеобщего признания. Но даже в этом поэт вряд ли бы согласился признаться даже самому себе. Так как второй вопрос, на который он искал ответ, заключался в том, для чего именно он создает свои стихи.
Отвечая на него, Есенин мечтает о том, чтобы «чужую разделить печаль и муки тяжкого страданья». Он искреннее считает, что если его рифмованные строчки принесут душевное облегчение хотя бы одному человеку, то можно считать, что жизнь прожита не напрасно. Проблема лишь в том, где найти тех людей, которые требуют утешения, и смогут ли они принять тот бесценный дар, который готов им вручить поэт?
На этот вопрос у Есенина нет четкого ответа, хотя он понимает, что «отраду в жизни, упоенье» он может обрести лишь тогда, когда будет открыто и бескорыстно служить людям. Что же касается денег и славы, то они необходимы Есенину, как воздух, но прожить без них он сможет. А вот без понимания и душевной теплоты людей, в которых он нуждается не меньше, чем они в нем, сама жизнь для поэта теряет всякий смысл. Он готов отказаться от всего и опуститься на самую низшую ступень социальной лестницы ради того, чтобы избавиться от щемящего чувства собственной неприкаянности и одиночества. И именно среди грязи и нищеты Есенин, вопреки судьбе, готов искать вдохновенье, отказавшись от всех благ и привилегий, которые дарует жизнь в столице. Таким образом, свою основную задачу поэт видит в служении людям, хотя и сомневается в том, что они нуждаются в его поэзии<span>.
</span>Мои мечты
Мои мечты стремятся вдаль,
Где слышны вопли и рыданья,
Чужую разделить печаль
И муки тяжкого страданья.
Я там могу найти себе
Отраду в жизни, упоенье,
И там, наперекор судьбе,
Искать я буду вдохновенья.<span>1912
</span>
Наверное, я не ошибусь, если скажу, что «ощущение» Родины приходит к каждому из нас именно в детстве. Это и сугроб, в который ты падаешь со смехом, и ручей, в который пускаешь бумажные кораблики, и береза под окном, и аллея в парке с деревьями-великанами, как из сказки, и облака- особенные - только над твоей ромашковой поляной. Это и смех счастливой мамы, и рассказы бабушки о «днях минувших», это друзья, письма, ожидание и настроение.
Родина, которой я горжусь, это то, «когда где-то продолжает существовать то, чем ты жил. И обычаи, и семейные праздники. И дом твоих воспоминаний. И друг» (А. Экзюпери). А еще это то место, где тебя любят и ждут.
Я родилась на Кавказе, в городе, где побывали Пушкин, Чехов, Шаляпин. «Пережил я Военно-Грузинскую дорогу. Это не дорога, а поэзия, чудный фантастический рассказ, написанный Демоном и посвященный Тамаре» (А.П. Чехов). Я горжусь тем, что в общем хоре моей Отчизны есть ледяное дыхание ледников, земляничные поляны Цейского заповедника, бурные горные реки и кавказское гостеприимство. Это и сказки моего детства, совсем как у Есенина:
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурачка.
И сидим мы, еле дышим,
Время к полночи идет
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Перечислять все то, что значит для меня Родина – это все равно, что пересчитывать каждую каплю в огромном потоке.
Я горжусь тем, что Родина для меня – это Пушкин, Чехов, Толстой, Есенин, Ахматова, Чайковский, Шостакович.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез
М.Ю. Лермонтов
Или Тютчев:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Многие из современников декларировали любовь к Родине, любовь не умом, а сердцем. Ведь не поддается калькуляции все, что заставляет сердце стучать чаще, когда ты действительно задумываешься о том, что именно ты – продолжатель дел и наставлений тех, кто жил и болел душою за много лет до твоего появления на свет.
Многие поэты продолжали мысли об исключительности Родины, которая лучше всех других стран на свете:
А я остаюся с тобою
Родная моя сторона!
Не нужно мне солнце чужое,
Чужая земля не нужна.
М. Исаковский.
Я горжусь теми людьми, для которых понятие «Родина» - не просто слово. Теми, кто шел в огонь войны, не думал о себе, кто заслонял собою женщину с ребенком, кто трудился в тылу, кто ковал победу. Мало осталось тех, кто пережил страшные дни второй мировой. И разве не дрогнет у вас сердце, когда вы подарите простой весенний цветок одинокому седому ветерану, проходя по нарядным майским улицам?
Я думаю, что просто любить, уважать Родину и гордиться ею – этого мало. Ведь не слова красят человека, а его дела. И жить надо так, чтобы получать удовлетворение от каждого прожитого дня. А каждый такой день может быть наполнен поступками, которыми можешь гордиться ты, твои близкие, родители и друзья.
Для каждого человека Родина – это сугубо внутренние ощущения. Это город, в котором ты родился, это улица, по которой ходишь в школу, это парк с твоими любимыми цветущими каштанами, это почтовый ящик, в который ты заглядываешь каждое утро, чтобы найти там письмо, давно ожидаемое бабушкой. Чем старше я становлюсь, тем больше ощущений и представлений о Родине собирается в моем «я».
Родина – это, в первую очередь, люди. И я горжусь парнями, проходящими военную службу, бабушками, воспитывающими внуков, врачами, не отходящими от больных в реанимационных палатах, учителями, в стотысячный раз объясняющими законы Ньютона, милиционерами на посту, летчиками и шахтерами, рабочими и студентами.
Я горжусь духом русского человека, его характером. И пусть он находится в постоянных поисках себя. Это русская натура, требующая развития, стремящаяся к духовному совершенству. Главное свойство русского человека – пожертвовать собой ради другого, порадоваться чужому счастью, простить врага. Это открытая и добрая душа, это умение видеть красоту во всем, что тебя окружает, это любовь к «малой родине», к местам, где родился и вырос – а это уже основа основ подлинного патриотизма и духовности.
Помните, у Есенина:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Любовь к Родине – в каждом из нас. Она в нас с рождения, она в нас от наших отцов и дедов. Эта любовь – в каждой снежинке, в каждой улыбке, в каждом повороте дороги под названием жизнь.
Любовь этих героев романа была трудной, но нельзя сказать, что она была заранее обречена.
Испытанию любовью подвергаются практически все герои “Войны и мира”. К истинной любви и взаимопониманию, к нравственной красоте они приходят не все и не сразу, а лишь пройдя через ошибки и искупающее их страдание, развивающее и очищающее душу.
Тернистым был путь к счастью у Андрея Болконского и Наташи Ростовой.
Наташе семнадцать лет, она не знает людей, даже не представляет себе, что они могут быть низки.. .
Кто виноват в том, что произойдёт через несколько месяцев после их встречи?
Никто не виноват -оба, и кн. Андрей, и Наташа жили, согласно своим характерам, за каждым из них свой мир, и влюбиться - одно, а понять-другое.
Один напоминал о себе редкими письмами. Другая пребывала в грусти, “против которой она не могла бороться. Ей жалко было самоё себя, жалко было, что она так даром, ни для кого, пропадала всё это время, в продолжение которого она чувствовала себя столь способной любить и быть любимой”.
<span>Истинное чувство к Наташе, так непохожей на пустых, вздорных женщин света, пришло и к князю Андрею и с невероятной силой перевернуло, обновило его душу. Он “казался и был совсем другим, новым человеком”, и как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий. Правда, даже любовь не помогла князю Андрею смирить гордыню, он так и не простил Наташе “измены”. Лишь после смертельной раны и душевного перелома и переосмысления жизни Болконский понял ее страдания, стыд и раскаяние и осознал жестокость разрыва с ней. “Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде”, -сказал он тогда Наташе, но уже ничто, даже ее пламенное чувство не могло удержать его в этом мире.</span>