У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Все, кто только
мог, советовали ему народные средства: он полоскал рот водкой,
«прикладывал к больному зубу-табачную копоть, опий, скипидар, керосин,
мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все
это или не помогало, или вызывало тошноту».
Рвать зуб генерал
отказался. Приказчик посоветовал ему полечить зуб заговором. Один
акцизный чиновник отлично заговаривал зубы: пошепчет, поплюет — и как
рукой снимет.
Но он уехал к теще в Саратов. Однако если послать
ему депешу, то он излечит на расстоянии. А деньги можно будет послать по
почте.
Генерал называл эту затею шарлатанством, но сил терпеть не было, и он решился писать в Саратов.
И Тут выяснилось, что приказчик забыл фамилию знахаря.
—
Такая еще простая фамилия... словно как бы лошадиная... Кобы-лин? Нет,
не Кобылин. Постойте... Жеребцов нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню,
фамилия лошадиная, а какая — из головы вышибло...
И тут все начали гадать:
— Жеребятников?
— Жеребчиков?
— Лошаков... Жеребкин... Все не то!
— Лошадкин... Кобылкин... Коренной...
— Коренников? — спросила генеральша.
— Никак нет. Пристяжкин... Нет, не то! Забыл!
Все
в доме стали изобретать фамилии. «Перебрали все возрасты, полы и породы
лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую... В доме, в саду, в людской и
кухне люди ходили из угла в угол и, почесывая лбы, искали фамилию...
— Папа! — кричали из детской. — Тройкин! Уздечкин!»
Всю ночь промучился генерал, а утром приехал доктор и вырвал зуб. Боль тотчас утихла.
Доктор спросил у приказчика, не продаст ли тот ему для лошадей хорошего овса.
И тут приказчик вспомнил: «Овсов!» Но поздно.
Сердитый генерал скрутил ему два кукиша:
— Не нужно мне теперь твоей лошадиной фамилии! Накося!
Русские писатели часто обращались в своих произведениях к проблеме чести. Тема поиска нравственных идеалов, понятие "человек чести" затронуты А.С. Пушкиным в повести "Капитанская дочка".. Честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, вынести разлуку с самыми дорогими людьми, с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям. Потеря чести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.
5 мальчиков
Ваня
Костя
Илюша
Федя
Павлуша
Это основано на приеме антитезы (противопоставлении) мира и войны. Таким образом, писатель показывает жестокость войны и прелесть мира.