КАЗАХСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОСУДА
Ыдысын көріп асын іш — Посмотрев на посуду, определи хозяйку.
В этой казахской поговорке скрыт глубокий смысл, огромное воспитательное значение. В красивой посуде даже самая простая еда выглядит аппетитно. Издревне народные умельцы делали посуду из экологически чистого природного материала, используя дуб, березу и другую крепкую древесину, а также шкуры лошадей, коз. С появлением огня посуду стали изготавлявать из металлов – чугуна, золота, серебра. И все-таки, предпочтение отдавалось природным материалам.
Қазан
Казан занимает одно из важнейших мест среди прочей посуды. Казахи всю еду (кроме кумыса) готовят в казане. В народе его называют не просто казан, а «қара қазан» (здесь слово «қара» означает священный).
Казан отливают из чугуна в виде полушария с четырьмя ушками для удобства захвата. Казаны делают разной величины. Самый большой «он екі қарыс қара қазан» (он екі – двенадцать, қарыс – мера длины, равная расстоянию между концами раздвинутых большого и среднего пальцев) или «тай қазан» (тай – стригунок; казан, вмещающий мясо целого стригунка).
Человека, который готовит еду, называют қазанши. Казан ставят на үш бұтты ошақ (треногу) или жерошақ (жер – земля, ошақ – очаг). Сверзу накрывают крышкой. Там, где ведут оседлый образ жизни, казан устанавливается стационарно, на специальных установках – «қазандық». Для казана специально шьют чехол из кошмы или мешковины – «қазанқап».
При снятии с огня используют прихват – «тұтқыш», состоящий из двух варежек, сшитых из кошмы и соединенных длинным шнурком. Для чисткеи казана пользуются металлическим скребком «қырғыш».
Казан – символ сытой, праздной жизни, с его понятием связаны народные приметы. Разбить чужой казан, означало разбить семью, перевернуть казан – к голоду и позору. Даже приговоренный к смертной казни человек (в давние времена), мог откупиться, заплатив семь (жеті) видов штрафа (айып). Первым из них был – қара қазан.
Қара қазан – священная вещь, дающая начало всему. Немало важное место қара қазан занимал и в решении проблем между народами, на праздниках и торжествах. Қазан оставляли в наследство, сыну давали в надел имущества (енші), дочери в приданное (жасау). Народ верил, что в нем существует добрый дух старца Кыдыра. Свой қазан другим не отдавали – это считалось плохой приметой. При переезде қазан аккуратно упаковывали в чехол.
Ошақ
Очаг- приспособление для установки қазана. Его называют еще «қазан-ошақ». Казахи используют три вида очага: железный, состоящий из узорчатого обруча и трех изогнутых ножек. Раньше к таким очагам привязывали лошадей. «Жер ошақ» — очаг, сложеннывй из камней и очаг, вырытый в земле. Два последних удобны для походных условий.
Саба
Саба – бурдюк (сосуд) для кумыса из специально обработанных, окрашенных кожурой тальника лошадинных шкур. Сшивают шкуры (примерная емкость 100 литров) нитками из верблюжьей шерсти. Дно саба делают широким, а верхную часть более узкой. К горловине пришивают шнурки для подвешивания. Хорошо промыв саба заполняют айраном и выдерживают несколько дней для устранения запаха шкуры (шикі дәмін алу). Затем растягивают, обмазывают влажной печной копотью, сливочным маслом и коптят дымом таволги или березы. Прокопченая шкура становится очень прочной. Запах копоти придает кумысу вкус и улучшает качество напитка.
Из шкуры лошади делают торсыки (округленный), емкостью 5-6 литров, а также суйретпе (волочить) – посуду, чуть большую, чем торсык.
Для взбивания кумыса в саба используют піспек (шумовку) – длинную палку, один конец которой круглый и плоский. Верхняя часть піспека украшается костяными или серебряными пластинами в виде ажурных узоров. Піспек делают разных размеров.
Подставки для бурдюка (саба аяқ или саба орындық) делают из дерева. Казахи говорили о дородных бәйбіше и степенных женщинах «бес биенің сабасындай» (как саба, вмещающая в себя молоко пяти кобылиц). Саба емкостью в несколько сот литров кумыса с гордостью называли тай жүзген (тай – стригунок, жүзген – плавал).
Раньше люди,
План. 1. Ленский в романе. 2. Онегин и Ленский. 3. Ольга и Ленский. 4. Смерть Ленского. 5. Память после Ленского. Роман А.С. Пушкина Евгений Онегин поистине Энциклопедия русской души. Я думаю, нет такого русского человека, который бы не знал это произведение Пушкина. Даже если он не читал его, то непременно знает, что главные герои этого романа Онегин и Татьяна. Но роман не был бы таким ярким, впечатлительным, а главные герои не были бы такими привлекательными без таких персонажей, как Ольга и Ленский. И я хочу остановить свое внимание на интересном молодом человеке Ленском и его трагичной судьбе. Представленный Пушкиным, Владимир Ленский поражает своей искренностью, порядочностью и незащищенностью от любых ударов судьбы. Чтобы понять глубины души этого героя необходимо знать все о его жизни, о воспитании, мыслях и чувствах, о мировоззрении и мироощущении. Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэҭ, Он из Германии ҭуманной Привез учености плоды Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч. Это Пушкинское описание дает нам возможность представить внешность героя и узнать, как формировалась его личность. Детство Владимир провел вдалеке от России, под небом Шиллера и Гете был воспитан наш герой, их поэҭическим огнем душа воспламенялась в нем, лирикому Ленский был не только далек от России и ее народа, но и от реальности. Он так же, как Онегин, был чужд деревенскому обществу, так как сильно отличался от Загорецских, Буяновых, Петушковых и Пыхҭиных: Ему не нравились пиры, Бежал он их беседы шумной. Но, несмотря на это: Богат, хорош собою, Ленский Везде был принят как жених В лице Ленского Пушкин изобразил очень распространенный тогда ҭип юного романҭика. Владимир восторженный поэҭ-лирик, убеждения его самые благородные и самые передовые. Я думаю именно эҭи передовые взгляды и отчужденность Ленского от деревенского общества, привели его к знакомству и дальнейшей дружбе с Онегиным. Хотя Пушкин описывает эҭу дружбу как странную и непонятную: Они сошлись. Волна и камень, Сҭихи и проза, лед и пламень Меж ними все рождало споры И к размышлениям влекло. Ленский сердцем милый был невежда. Живя чувствами, он не проникал в глубь вещей, был наивен и только начинал свою самостоятельную жизнь. Возможно, лирикому Владимир, увидев глаза, как небо, голубые, улыбку, локоны льняные, движенья, голос, легкий стан влюбился в Ольгу. Пушкин описал чувства героя как: Ах, он любил, как в наши лета Уже не любят как одна Безумная душа поэта Еще любить осуждена. Но возлюбленная Ленского была не идеальна. Ольга была легкомысленной девушкой, ничем не отличавшейся от других светских кокеток. Ленскому не хватало опыта в любовных делах и проницательности, в отличие от Онегина, который сразу распознал в Ольге ничем не примечательную натуру. Эта далекость и отчужденность Ленского от реальной жизни и решила его судьбу. Не в силах Ленский снесть удара, увидев предательство друга и возлюбленной Звал друга Ленский на дуэль, Решась кокетку ненавидеть. Ленский решает защиҭить Ольгу от развратника и коварного искусителя Онегина. У Владимира лишь два пуҭи: стать простым помещиком, женившись на Ольге, либо умереть на дуэле. И вот Онегин выстрелил Поэҭ Роняет молча пистолет. Итак, Ленский погибает от первого же удара судьбы. Возможно, это лучший конец, который мог бы его ожидать. Ленский наивный, не приспособленный к реальной жизни человек, и эта роковая дуэль избавила его от неизбежных разочарований и никчемной простой жизни. Я считаю, что это к лучшему, так как в памяти остальных героев Ленский навсегда останется пылким, страстным юношей, романҭиком-мечтателем. Нельзя сказать, что Ленский напрасно провел жизнь. Может быть, он и не сделал ничего того, что оставило бы долгую память о нем, но его откровенность, беззаботность, светлость, какая-то душевная легкость отложила свой отпечаток в памяти всех тех, кто его знал. И вся его жизнь (а это только молодость) была светлым, не испачканным жестокой реальностью, миром. Не каждому удается так прожить свою молодость.
былины, исторические, колыбельные, потешки, прибаутки, игровые, хороводные, плясовые, лирические, протяжные, обрядовые, частушки