«Повесть о Петре и Февронии» возникла в своей основе не позднее второй четверти XV века, но получила окончательное оформление в начале XVI века под пером Ермолая Еразма и тесно связана с фольклором.
Это история о любви князя Петра и крестьянской девушки Февронии — любви сильной и непобедимой, «до гроба» .
:)
Города в средневековой Европе были небольшими. Наши привычные масштабы "мегаполиса" совсем не применимы к ним. Даже Великий Рим во времена расцвета империи насчитывал всего около 1 миллиона жителей. В среднем же городе Западной Европы в описываемые времена жило не больше 5-7 тыс. человек. Город с населением 15-20 тыс. уже считался большим, а население 40-50 тыс. было только в столицах крупных государств, таких как Лондон или Париж. Совсем маленький городок мог насчитывать всего 2-3 тыс. жителей.
Несколько другая ситуация была в Италии и Византии. Там вообще относительная часть городского населения была больше. И крупнейшие города, такие как Венеция, Милан или "наследник Рима" Константинополь насчитывали до 100 тыс. жителей. Но про Италию и Византию мы в этом тексте больше вспоминать не будем.
Иногда возникают разночтения в оценке населения средневековых городов, связанные с тем, что в тогдашних документах как правило указывалось не все население, а только взрослые, а иногда - только взрослые мужчины. Поэтому если вы читаете, что в городе насчитывается 700 горожан - то, скорее всего, общее население города - порядка 2000.
Заметим, что в маленьком городе, где живет всего 3 тысячи человек, как правило, все всех знают и приезд группы чужаков не может остаться незамеченным. В таком городе практически никогда, за исключением ярмарок, праздничных шествий и других особых случаев, не собирается толпа такой величины, чтобы в ней можно было действительно затеряться.
Расстояния между городами были небольшими. В густонаселенных районах расстояние между соседними городами не превышало 1-2 дней конного пути (30-50 км).
Города строились по берегам рек, вдоль крупных трактов или вокруг замков. Если город ставился на дороге, то участок этой дороги в пределах города превращался в главную городскую улицу. В прибрежных городах главной улицей обычно становилась дорога, ведущая от замка сеньора (или другого главного здания города) к берегу. Реже главная улица тянулась вдоль реки или морского берега (это характерно для городов, выросших из рыбацких поселков).
Практически любой город окружен стенами. Причем, чем больше и богаче город, тем более мощные и высокие стены его ограждают. У самых маленьких и молодых городков защитой может служить просто земляная насыпь и деревянный частокол на ней, в городах побольше - каменные стены с башнями и бойницами. В работах по возведению и поддержанию городских укреплений должны были участвовать все горожане, впрочем практически везде "отработку" можно было заменить денежным взносом.
Вокруг городских стен обычно простираются сады и огороды, принадлежащие горожанам. Нередко ближайшая сельская округа (на 3-5 миль вокруг города) считалась принадлежащей городу и входила в юрисдикцию городских властей.
Городские ворота запирались с заходом солнца и отпирались на рассвете.
Жизнь в городе начиналась с рассветом. Обычно о начале дня возвещал бой колоколов собора, гонг или горн. Часы с боем на башне ратуши были дорогим удовольствием и такое "чудо" мог позволить себе только богатый город. Часы были гордостью горожан. Кстати, "минут" эти часы не показывали.
Каждого человека с раннего детства готовят к тому, что надо учиться. Когда подросток приходит в школу, его захватывает интересная жизнь. Он узнает целое море слов, шумный океан речи подхватывает его за широкими дверями школы. Сквозь живые беседы учителей, страницы сотен книг впервые видится ему необъятно-сложная вселенная. На черной доске класса резко белеет строгая формула математики. Через слово мы узнаем то, чего не видели и не знали никогда. На уроках русского языка мы узнали, что изучать строение слова — это увлекательное занятие. На уроках литературы летит радостная и горькая песня стиха. Уроки природоведения помогают нам лучше узнать и полюбить животный и растительный мир лесов, полей и пустынь. Много тайн открывается тем, кто изучает науку, технику, ремесла, искусство — жизнь. Чтобы познать мир, надо много читать, изучать на уроках, не пропуская ни одного слова учителя. Ведь тогда можно научиться разговаривать не только на русском, но и на иностранных языках. А это так увлекательно! Иностранные языки помогают нам общаться с людьми из других стран, понимать их, узнавать много интересного. Все совершается посредством языка. Вот почему надо учиться.
<em>В своей великой поэме Некрасов смотрит на помещиков глазами крестьян. Так изображен, например, Оболт-Оболдуев (чего стоит одна его фамилия!):</em>
<em> Какой-то барин кругленький, </em>
<em> Усатенький, пузатенький, </em>
<em> С сигарочкой во рту...</em>
<em> Традиционные в народной поэзии уменьшительные и ласкательные формы здесь усиливают ироническое звучание рассказа, подчеркивают ничтожество "кругленького" человека. </em>
<em> В крестьянской речи часто звучит издевка над барами.</em>
<em> Мы, барщинные, выросли </em>
<em> Под рылом у помещика, —</em>
<em> говорят крестьяне, и одного словечка "рыло" достаточно, чтобы понятно стало отношение их к своему господину. </em>
<em> Идеал счастья, который воплощен в рассказе Оболта-Оболдуева, говорит о его духовном убожестве:</em>
<em> Коптил я небо Божие, </em>
<em> Носил ливрею царскую, </em>
<em> Сорил казну народную </em>
<em> И думал век так жить...</em>
<em> С нескрываемым торжеством рисует Некрасов крушение идеала помещичьего счастья в главе "Последыш". Глубокий смысл имеет само ее название. Речь идет не только о князе Утятине, но и о последнем помещике-крепостнике, и смерть его символизирует гибель крепостного строя. Недаром она вызывает такую радость крестьян. В изображении Последыша Некрасов достигает исключительной остроты сатирического обличения. Это выживший из ума рабовладелец, и ничего человеческого нет даже во внешнем его облике:</em>
<em> Нос клювом, как у ястреба. </em>
<em> Усы седые, длинные </em>
<em> И — разные глаза: </em>
<em> Один здоровый — светится, </em>
<em> А левый — мутный, пасмурный, </em>
<em> Как оловянный грош!</em>
<em> Но Последыш не только смешон — он и страшен. Это жестокий крепостник-истязатель. Телесная расправа у него вошла в привычку, звуки побоев, доносящиеся из конюшни, доставляют ему наслаждение. </em>
<em> Со злым сарказмом нарисованы и образы других врагов народа: управителей, становых — "неправедных судей", купцов, подрядчиков. </em>
<em> К числу недругов народных относятся и попы. Даже добросердечный и сочувствующий крестьянам священник вынужден эксплуатировать их. Он сам жалуется:</em>
<em> Живи с одних крестьян, </em>
<em> Сбирай мирские гривенки...</em>
<em> Некрасов создает и иной образ попа — безжалостного вымогателя, нисколько не сочувствующего народу. Это поп Иван. Он равнодушен к горю крестьянки: даже когда вскрывают труп ее сына Демушки, он подшучивает. А выпив вместе со становыми, ругает крестьян:</em>
<em> У нас народ — все голь да пьянь. </em>
<em> За свадебку, за исповедь </em>
<em> Должают по годам.</em>
<em> В поэме убедительно доказано: старая Русь меняет облик, но крепостники остались теми же. К счастью, постепенно начинают меняться их рабы. Народ пробуждается, и поэт надеется:</em>
<em> Русь не шелохнется, </em>
<em> Русь — как убитая! </em>
<em> А загорелась в ней </em>
<em> Искра сокрытая...</em>
Ничего. Там нет ни эпитафий, ни чего-то подобного... Холмик, и все.