<span><em>Николай Заболоцкий
</em>
<em> НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ
</em>
<em>
Не позволяй душе лениться!
</em>
<em>Чтоб в ступе воду не толочь,
</em>
<em>Душа обязана трудиться
</em>
<em>И день и ночь, и день и ночь!
</em>
<em> Гони ее от дома к дому,
</em>
<em>Тащи с этапа на этап,
</em>
<em>По пустырю, по бурелому,
</em>
<em>Через сугроб, через ухаб!
</em>
<em>Не разрешай ей спать в постели
</em>
<em>При свете утренней звезды,
</em>
<em>Держи лентяйку в черном теле
</em>
<em>И не снимай с нее узды!
</em>
<em> Коль дать ей вздумаешь поблажку,
</em>
<em>Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
</em>
<em>С тебя без жалости сорвет.
</em>
<em> А ты хватай ее за плечи,
</em>
<em>Учи и мучай дотемна,
</em>
<em>Чтоб жить с тобой по-человечьи
</em>
<em>Училась заново она.
</em>
<em>Она рабыня и царица,</em>
<em>Она работница и дочь,
</em>
<em>Она обязана трудиться
</em>
<em>И день и ночь, и день и ночь!
</em>
<em> 1958</em>
</span> Основная мысль: <em>"Душа обязана трудиться и</em><span><em> день и ночь, и день и ночь!"</em>
</span> Лень - мать всех пороков. И для души она смертельна. Без физических усилий слабеют мышцы, а без нравственных, без работы над собой душа черствеет. И в ней поселяется равнодушие и безразличие,довольство собой.
Надо быть внимательным к себе и чаще спрашивать, а что сегодня я сделал для своего духовного развития? Какое доброе дело совершил сегодня?
Это произведение очень печальная тем что Алёша рано лишился детства. У Горького умерла мать и он пошёл работать в 11 лет. А ещё мне понравился псевдоним (Максим Горький)
Федя приходит домой, включает телевизор и садится делать урокиПо телевизору идет концертФедя начинает решать задачу про муку и мельницуПевец поет "Блоха" и Федя осуждает короляПо телевизору поют про Титулярного советника и Федя задумывается, кто же это такойПо телевизору начали петь "Легко на сердце" и Федя подпевал песне.Запели песню про Колокольчик, но Федя решает, что надо делать урокиОн путает задачи и читает про Одеяла.По телевизору поют про тройку и Федя возмущается колокольчиками.По телевизору запели про алмазы, а Федя возмущается, что 20 раз прочитал задачу и ничего не понялФедя отправляется к Юре за помощью.
Для разделения сюжета, он расположил их от самого толкового, да самого бестолкового
Тема ума – центральная в произведении, заявленная еще в заглавии. Известно, что сначала Грибоедов хотел назвать комедию «Горе уму». В этом заглавии отражалось то, что носитель ума терпит гонения со стороны окружающих. Однако затем он переменил его на «Горе от ума». Здесь имеется уже другой смысл: горе переносит не только сам носитель ума, но и все его окружение. И действительно, второе заглавие глубже отражает то, что происходит по ходу сюжета: Чацкому непросто, однако непросто и представителям московского дворянства, которые соприкасаются с ним…
Если говорит об уме, то в комедии постоянно идет игра значением этого слова. Существует два понятия ума: ум Чацкого и ум «фамусовского общества».
Ум Чацкого заключается в его умении свободно мыслить, видеть суть окружающих явлений. Он – носитель передовых идей: освобождение крестьян от рабства, новые ценности жизни (отличные от чинопоклонства, праздного времяпрепровождения). Кроме того, Чацкий отличается выразительной речью, любит бросать меткие фразы («говорит, как пишет»). С этой стороны Чацкий умен. С другой стороны, он (как отмечал еще Пушкин) выглядит глупым, когда пытается донести свои идеи людям, которые не хотят их слушать. О глуп во всем, что касается людей, а также в том, что связано с житейской практичностью (которая так ценится в «фамусовском обществе»).
Если говорить о представителях московского общества, то они глупы в том, в чем умен Чацкий. Они живут лишь для того, чтобы зарабатывать деньги и добиваться положения в обществе, совершенно не думают о том, что происходит вокруг. Однако у них присутствует собственная «житейская мудрость», которой они руководствуются в жизни. Она заключается в том, чтобы уметь найти подход к нужному человеку, знать свое место в обществе и вести себя исходя из этого и, таким образом, обеспечить себе спокойную жизнь. Фамусов пытается поучать Чацкого, рассказывая ему о своих жизненных воззрениях. Молчалин тоже обладает этой «житейской мудростью» (он очень хитер) и умеет постоянно входить в нужную ему роль (с Софьей казаться романтичным влюбленным юношей, с Фамусовым и гостями бала – послушным и кротким, с Лизой стать развязным, с Чацким – равнодушным). Вот что говорит про него Софья:
Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал;
Да эдакий ли ум семейство осчастливит?
В этих строках Софья противопоставляет ум Молчалина и ум Чацкого. И тяготеет к первому (как и все московское общество). В итоге автор комедии показывает, что по-настоящему умные люди редко ценятся в обществе, состоящем из дураков. И более того, их ум может показаться сумасшествием – как это и случилось с Чацким.