Повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза» по праву считается вершиной
сентиментализма в русской литературе. Впервые в литературе главной целью
не становится прославление каких-либо героев, как в классицизме, а
изображаются чувства людей. Н. М. Карамзин впервые героиней повести
сделал не барышню, не дворянку, а простую крестьянскую девушку, ибо «и
крестьянки любить умеют».
Повесть «Бедная Лиза» кажется нам несколько нереалистичной.
Диалоги героев – слишком напыщенны. Они изобилуют восклицаниями,
эпитетами, ахами и вздохами. Однако именно такое построение речи героев
позволяет нам глубже ощутить сентиментализм повести, глубже понять
чувства главных героев: Лизы и Эраста. Н. Карамзин не ставит своей целью
изобразить реалистично картину из жизни крестьянской девушке. Главное
для него – это возбудить в читателе ощущение причастности к этой
картине, возбудить в нем искренние чувства по отношению к героям романа
и, прежде всего к Лизе.
Бедная Лиза рисуется нам как чистая, добрая, отзывчивая и
любящая девушка. Однажды она, продавая в городе ландыши, встречает
прекрасного юношу Эраста, дворянина по происхождению. Они немедленно
влюбляются друг в друга, и пылкая страсть захватывает из обоих и кружит в
омуте любви. В этой любви Лиза полностью отдается своему любимому
Эрасту. И тот, как кажется, тоже любит Лизу всем сердцем. Однако это
было заблуждение.
Большую роль в произведении играет также и описание природы,
традиционно встречающееся в произведениях сентименталистов. Природа
становится как бы еще одним героем повести, она смотрит на все
происходящее и становится отражением душевных переживаний героини.
Однако в судьбоносный час природа не смогла ничем помочь Бедной Лизе.
«Мрак вечера питал желания», и «ни одной звездочки не сияло на небе –
никакой луч не мог осветить заблуждения». Лиза полностью окунается в
любовь, и только после этого разражается гроза, «грозно шумит буря,
дождь льет из черных облаков - казалось, вся натура сетовала о
потерянной Лизиной невинности».
Лиза, в которой все чувства накалены до предела, и которая
прекрасно ощущает природу, чувствует себя «преступницей». Она боится
грозы, боится ее как кары за свершенный грех.